
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Привычные нам пожелания здоровья в качестве приветствия имеют свои аналоги далеко не во всех культурах. Так и в той культуре, в которой и для которой создавалось Послание к Филиппийцам не были приняты взаимные пожелания здоровья, но был принят призыв к радости.
Нынешний апостольский отрывок тоже начинается с этого призыва. Но, конечно, это не только формальное приветствие, в нем есть еще и содержательная сторона: христиане призваны к радости. Любопытно, что этот призыв на страницах Нового Завета встречается значительно чаще, чем призыв к покаянию, но тем не менее, обычно мы сосредоточены именно на покаянном плаче, но не на радости.
С одной стороны, такое положение дел вполне объяснимо, ведь без предварительного покаяния невозможно достичь радости о Господе, без покаяния невозможно опытно познать любовь Христову, которая и является причиной духовной радости. С другой же стороны, бесконечное обсуждение покаяния и непрестанный к нему призыв выглядят несколько странным, ведь покаяния — это лишь первая ступень восхождения к Богу, длительное пребывание на этой ступени так же неуместно, как, скажем, неуместен отказ кого-то из приглашенных пройти дальше гардероба во время брачного пира. Согласитесь, желанный гость, который откликнулся на приглашение, пришел и даже снял верхнюю одежду, но категорически отказывается пройти к праздничному столу и разделить всеобщее ликование выглядит не самым лучшим образом.
Для апостола Павла было очевидно, что каждый человек — желанный гость на пире любви, веры и духа, который наступил после Воскресения Христова. Да, к этому пиру нужно быть готовым, да, для участия в пире необходимо выполнить ряд условий, но цель не в самой подготовке, а в том, ради чего она происходит, ее цель — радость Христова пира. Если всегда иметь в виду эту цель, то и сама подготовка обретет смысл, она перестанет быть чем-то мучительным и непонятным.
Не менее очевидным для апостола Павла было и то, что радость о Господе должна быть естественным и всегдашним состоянием христианина. Не плач о своих грехах, не сосредоточенность на возможной печальной посмертной участи, не ужас от всеобщего нравственного падения, не переживание несправедливости мира, а радость. Да, сам апостол тяжело переживал нестроения в основанных им общинах, переживал свою болезнь, свои злоключение, тяжесть апостольского пути, но он не смог бы все это вынести, если бы в нем не было радости о Христе Воскресшем. Она — источник бодрости апостола и его всегдашней готовности делать то, что повелевает ему Господь.
Сегодняшними словами апостола Павла Церковь готовит нас к скорой встрече Христова Воскресения, готовит к тому времени, в которое размышления о своей греховности утратят актуальность, а любой, кто будет плакать о своем несовершенстве уподобится оставшемуся в гардеробе странному и не вполне разумному гостю.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов