
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 321 зач., IX, 11-14.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок самым тесным образом связан с теми ритуальными законами, о которых мы узнаем из Ветхого Завета. В иудейской религии жертвоприношения занимали важное место. Они были довольно разнообразны. Это были как ежедневные жертвы, так и по особым случаям. Для этого могли использовать как животных, так и плоды земли. Особое значение имели две жертвы.
Первая совершалась во время праздника, который назывался День Очищения. Специально выбирали тельца и козла. Тельца приносили в жертву за грехи первосвященника, козла — за грехи народа.
Вторая — это жертвоприношение рыжей телицы. Дело в том, что, согласно ветхозаветным представлениям, человек, который прикоснулся к мертвому телу, становился нечистым. Это значит, что он не мог участвовать в богослужении, ведь он осквернял бы все, к чему бы ни прикасался. Чтобы стать чистым, необходимо было провести специальный обряд. За пределами поселения закалывали рыжую телицу. Ее кровью кропили перед входом в храм. После тушу сжигали, а золу пускали по ветру.
Считалось, что в результате обоих ритуалов человеку прощались его грехи, как вольные грехи, так и невольные. И он опять мог полноценно общаться с Богом.
Сегодня апостол Павел говорит, что та жертва, которую принес Христос Своим воплощением, смертью на кресте и воскресением, намного значительней, эффективный и совершенней, чем все эти довольно странные ритуалы. Во-первых, потому, что ветхозаветные священники совершали их постоянно, в то время как жертва Христова принесена один раз и этого достаточно для того, чтобы очистить грех всякого человека, где бы он ни родился и когда бы он не жил. Во-вторых, ветхозаветные обряды очищали только человеческое тело, то есть, избавляли его от той телесной нечистоты, которая мешала ему принять участие в ритуале и общаться с другими людьми. По сути, все это были внешние, формальные изменения. Жертва же Христова очищает саму человеческую душу. Ведь, по словам Спасителя, в действительности нас оскверняет не то, что мы едим, не то, к чему мы прикасаемся физически. Настоящая нечистота — это вся та мерзость, которая может таиться у нас внутри и которая порой пробивается наружу. Иными словами, она очищает нашу совесть, дает нам мир и покой, примиряет с Богом наше сердце. Никакая внешняя механическая работа, никакой формальный ритуал на это не способны.
Как же человеку усвоить результаты этой жертвы? Как войти в этот радостный опыт прощения и примирения с Богом, другими людьми и самим собой? Для этого Христос и утвердил Церковь с ее таинствами, для этого Он и дал нам Евангелие с его заповедями о жертвенной любви. От нес требуется лишь желание и решимость пойти по этому пути.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема