На левом берегу реки Волги, в двадцати верстах от города Кашина, в густом лесу стоял монастырь. Его основал в середине 15 века монах по имени Макарий, пришедший на это место и построивший здесь уединённую хижину. Жители окрестных селений скоро узнали об отшельнике; к Макарию стали сходиться люди, желавшие молитвенного уединения. Так, постепенно, вырос целый монастырь, названный Калязинским — по имени прежнего владельца здешних земель, который пожертвовал их обители и сам принял в ней монашеский постриг. Макария же братия избрала главой монастыря — игуменом.
Однажды утром в келью к Макарию пришли монахи. Они были чем-то сильно расстроены.
— Батюшка игумен! — перебивая друг друга, взволнованно проговорили они. — Монастырское стадо украли! Прямо с пастбища увели. Мы всю округу обегали — не нашли!
Игумен успокоил монахов.
— Вы всё, что могли, сделали, — сказал он. — Будем теперь на Божью волю уповать, Господа о помощи просить.
Вместе с монахами игумен Макарий долго молился.
Время близилось к вечеру, когда, проходя мимо открытых монастырских ворот, игумен вдруг увидел, что перед ними толпится... украденное монастырское стадо! Тут же стояли два незнакомых человека. Вид у них был странный — они трясли головами и всё время тёрли глаза.
— Благодарствую, что стадо пропавшее назад привели! — сказал им Макарий.
Незнакомцы явно опешили.
— Мы, что в монастыре? — изумлённо спросили они.
— Да, а я — здешний игумен, — ответил Макарий.
И тут незнакомцы, не сговариваясь, стали просить у Макария прощения.
— Это ведь мы, мы стадо украли! Но как только отошли в лес, вдруг поразила нас обоих слепота. Тут-то мы поняли, что это Бог нас наказывает за злодейство наше. Долго мы блуждали, а теперь вот, видно, сам Господь к монастырю вывел. Прости нас, отче!
Макарий принял искреннее раскаяние грабителей. И в тот же миг зрение к ним вернулось! Бывшие воры остались в обители и стали монастырскими пастухами.
«Преблагой Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения его ко спасению, и Ему одному ведомыми судьбами приводит его ко спасению через покаяние», — говорил Макарий Калязинский, прославленный Церковью в чине преподобного.
30 января. О месте подвига святого Антония Черноезерского
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Черноезерского.
О месте подвига святого Антония, жившего в шестнадцатом веке — священник Стахий Колотвин.
30 января. О личности Преподобного Антония Великого
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
К одному старцу в пустыню пришел его ученик спросить о том, что такое монашество. И старец ему ответил: «Иди в Египет, великий еще жив». Так называли преподобного Антония и его современники. Преподобный Антоний действительно был великим и был родоначальником настоящего монашества. При этом нрава был очень светлого и легкого. Часто его можно было видеть радующимся с братьями, даже смеющимися вместе. И когда Антония упрекали за это, он говорил: «Натяните лук. А теперь натяните еще сильнее. А теперь еще сильнее». На что ему отвечали, что сейчас лук лопнет. И Антоний отвечал: «Так и с человеком. Если применять к нему только строгость, то он сломается. Поэтому я утешаю свою братию». И такой утешенной братии во время жизни Антония Великого в Египетской пустыне было несколько тысяч человек.
Монастырь преподобного Антония существует и сегодня. В нем подвизаются люди со всего мира, а преподобный Антоний почивает в этом монастыре своими мощами. Преподобный отче Антоний, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Смирение Христа проявляется в его деликатности. Он мог бы в считанные минуты доказать свое божество, сказать любому встречному: «Я знаю, как тебя зовут, сколько тебе лет, я знаю все твои грехи». Это было в Его власти, но он этого не делает. За редким исключением, когда это нужно. Он все-таки иногда пророчествует, но вообще-то Он мог бы всегда пророчествовать. И вот в этой Его деликатности по отношению к человеку, по отношению к свободе человека проявляется его глубочайшее смирение. Ну и, наконец, распятие, как самая позорная форма казни, Бог снисходит до того, что принимает именно такую позорную смерть на кресте. Но парадокс в том, что теперь крест — это, наоборот, символ славы. Никто из людей не мог догадаться, что через такое смирение проявится слава. Смирение Христа проявилось в распятии, в крестной смерти. Здесь Господь испытывает богооставленность. «Боже, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Вот это уже не столько даже физическое, сколько нравственное страдание Господь претерпел до конца, до самой смерти. Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и до самой смерти, смерти же крестной.
Все выпуски программы Актуальная тема