
Есть такой библейский образ — лестница, соединяющая небо и землю, её также называют «лестницей Иакова». Возникновение этого красивого образа связано со вполне конкретной историей из Ветхого Завета.
Сегодня мы говорим о святом праотце Иакове и стихотворении Константина Фофанова «Видение Иакова
Место действия — древняя страна Ханаан (на территории современных Израиля, Иордании, Сирии и Ирака). Время действия — примерно 2 тысячи лет до Рождества Христова.
У сына Авраама Исаака и его жены Ревекки двадцать лет не было детей. И однажды Бог открыл Ревекке, что она родит сыновей, которым предназначено стать родоначальниками двух народов. Причём народ, который произойдет от младшего из братьев, будет главенствовать над народом старшего.
Вскоре Ревекка родила сыновей-близнецов. Первым на свет появился Исав, а следом, ухватившись за пятку брата — Иаков. Дети были очень разными по характеру. Старший, Исав, отличался физической силой и жестким нравом — он занимался охотой. Младший Иаков рос тихим и кротким, он больше любил помогать по дому престарелым родителям.
В древности быть первенцем в семье считалось большим почётом. Именно старший сын по праву первородства становился главным наследником отцовского состояния. Но Ревекка, помня обетование Божие, помогла младшему и любимому сыну Иакову хитростью получить отцовское благословение и право первородства.
От гнева старшего брата Иакову пришлось бежать из дома. В пути юноша остановился на ночлег — на том самом месте, где некогда его дед Авраам воздвиг из камней жертвенник Богу. Иаков положил себе под голову камень вместо подушки, заснул и вскоре увидел необычный сон... Это был даже не сон — видение, которое так описано в стихотворении Константна Фофанова «Видение Иакова».
Он шёл, исполненный тревог,
С мечтой безмолвной и печальной,
И, утомясь дорогой дальней,
На дикий камень он прилёг,
Чтобы забыться сном минутным.
И видит он в виденье смутном:
Разверзся бархатный чертог
Небес глубоких и оттуда,
Как струны, брызнули лучи
Светлей и краше изумруда
И ослепительней парчи.
Сначала Иаков увидел несказанный небесный свет, а после, в сиянии лучей — лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. По этой чудесной лестнице поднимались вверх и опускались вниз ангелы Божии.
И видит он, как из лучей
Соткались пышные ступени.
Он видит лестницу: по ней
Идут божественные дети,
Весь чистый рой Небесных Сил,
Весь рой в одеждах белотканных,
Душистей мира и кадил.
И там, на пурпурной вершине,
В румяной дымке облаков -
Создатель неба и пустыни,
Он Сам, бессмертный Саваоф!
В Библии говорится, что с вершины небесной лестницы Господь возвестил Иакову: «...Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной...»
Это обетование исполнилось: от двенадцати сыновей Иакова произошли двенадцать колен народа Израиля, которые образовали израильский народ.
Константин Фофанов в стихотворении «Видение Иакова» целиком опирается на библейский текст, стараясь сохранить даже его торжественный, неспешный ритм.
Константин Михайлович Фофанов был одним из самых плодовитых поэтов 19 века — его перу принадлежит более двух тысяч стихотворений. Современники подсмеивались над возвышенным, далеким от модного реализма, фофановском слогом, но отдавали должное его стихам на вечные библейские темы.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема