О чем звенит название этого городка? О том, что он, Звенигород, первым встречал вражеские набеги и набатом предупреждал Москву об опасности? А может быть, веселое журчание Москва-реки колокольчиками отозвалось в имени города?
Звенигород считают ровесником Москвы, хотя его древняя история затерялась во тьме веков и никак не отметили ее летописцы. Известно лишь, что центром древнего поселения был кремль, мощная цитадель на левом берегу реки. Это место звенигородцы называют Городком.
Сегодня Городок, старейший уголок Звенигорода - просто высокий холм с крутыми склонами. От древней крепости до наших дней сохранилась часть земляных валов. Лишь у подножия холма, как и много веков назад, течет Москва-река.
Венчает Городок Успенский собор. Издалека он почти не виден — его заслоняет вечнозеленый сосновый бор. Только взобравшись на холм можно разглядеть в конце улицы белокаменный храм. Его силуэт лаконичен и прост, в декоративном оформлении нет никакой перегруженности. Одиноко стоящий на высоком холме, собор производит сильнейшее впечатление.
Главная достопримечательность собора – фрески, которые, возможно, принадлежат кисти самого Андрея Рублева. Лучше всего роспись сохранилась на столпах – здесь ее долгое время скрывал высокий иконостас. «Дарование ангелом монашеского устава преподобному Пахомию», «Беседа преподобного Варлаама с его учеником индийским царевичем Иоасафом», Голгофские кресты – высокие, тонкие, гуашево-синие… Если автор этих росписей не Рублев, то можно предположить, что в его время на Руси работал еще один гениальный художник, имя которого ни разу не упомянул ни один историк. Ведь творческий почерк других известных мастеров - Феофана Грека, Прохора с Городца, Даниила Черного - был совершенно иным.
Собор Успения на Городке подарил нам также три великолепных иконы: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. Они были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае при церковной сторожке, а нынче украшают собрание Третьяковской галереи. И, видимо, прав художник Игорь Грабарь: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористически задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя...»
Заберешься по лестнице на самую вершину холма – и застынешь потрясенный. Отсюда открывается вид такой поразительной красоты, что душа замирает. Становится понятно, почему в Звенигороде творили Саврасов, Левитан и Коровин. И как в этих переливах света, в игре зелени и сини черпал вдохновение сам Андрей Рублев.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема