
Один крестьянин косил траву на лугу возле леса. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал он из мешочка кусок хлеба, посыпал солью и стал жевать.
Вдруг выходит из леса голодный волк и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлебушек, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да ещё какой вкусный! Жена только утром испекла.
— Дай мне отведать твоего хлеба, человече, — попросил волк.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб, он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как я хлеб добываю. Первым делом, надо землю вспахать...
— Тогда и хлеб будет? — перебил его волк.
— Нет, братец, постой. Потом надо землю взборонить...
— И можно хлеб есть?
— Да ты, погоди! Сначала на поле надо рожь посеять...
— Тогда и хлебушек вкусный будет? — облизнулся волк.
— Нет ещё. Дождись, пока рожь взойдёт, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветёт, к осени начнёт колоситься и созревать...
— Ох, как долго ждать, — вздохнул волк. — Но уж тогда я точно наемся хлеба вволю!
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Спелую рожь надо сначала сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер колосья провеет, солнышко просушит, тогда вези их на ток...
— И буду хлеб есть?
— Какой же ты нетерпеливый, — покачал головой крестьянин. — Снопы надо обмолотить, зерно ссыпать в мешки. Затем мешки с зерном на мельницу отвезти и муки намолоть...
— Теперь-то всё?
— Да нет, не всё. Муку надо с водой замесить и ждать, пока тесто взойдёт. Потом тесто в горячую печь посадить, да не прозевать, когда хлеб испечётся. Вот тогда, братец, ты и наешься его вволю.
— Слишком долго ждать и много работать, — вздохнул волк.
— У нас так говорят: кто трудиться рад, тот будет хлебом богат, — отвечает крестьянин.
— Мне это не подходит, — говорит волк. — Мне нужен тот хлеб, который в избе уже готовый лежит.
Побежал волк в лес и увидел на поляне охотничью избушку. Заглянул в окно — а там хлеб нарезанный ломтями на столе лежит. Но тут волка заметили охотники, погнались за ним — насилу от них убежал.
Сел, запыхавшись, под кустом, и думает: «Похоже, правду говорил косарь: лёгкого хлеба не бывает».
(по мотивам белорусской народной сказки)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема