
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 331 зач., XII, 1-10.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В нашем языке существуют слова, отношение к которым за прошедшее столетие совершенно изменилось. В сегодняшнем чтении мы слышим слово наказание, которое сразу многих современных людей вводит в соблазн. Если вы говорите, что Бог есть любовь, разве он может наказывать?
Обратившись к предыдущему повествованию, мы увидим, что апостол перечисляет ветхозаветных патриархов, которые страдали, проявляя доверие к Богу. Однако в качестве главного примера апостол указывает на Христа, Который проходил предначертанный Ему путь, переносил отвержение и поругание, который взошел на крест, вместо того чтобы радоваться жизни. Уж если Он, Богочеловек претерпевал трудности, что говорить о тех, кто решился быть Его учениками. Подобная аргументация очень распространена и даже вошла в пословицу. Неслучайно в народе говорят: «Господь терпел и нам велел». Но возникает один закономерный вопрос: почему вообще необходимо терпеть? Неужели наши страдания — это действительно его наказание? И если это так, почему апостол говорит о них как о чем-то, чему стоит радоваться, что стоит ценить?
У одного моего знакомого ребенок получил родовую травму. Любящие родители довольно долго занимались его реабилитацией, что привело к значительному улучшению его состояния. Надо сказать, что реабилитация порой была очень болезненной, но она действительно помогла. Вокруг были люди, которых это смущало и которые не верили в возможность перемен... Они даже нападали на родителей и считали их жестокими... Но глядя сегодня на практически здорового ребенка, никто не назовет его родителей жестокими... Когда их ребенку было больно — они чувствовали его боль как свою, но они не отступали, именно потому, что были любящими, им было не все равно...
Мир сотворен Богом как благой, в нем не должно быть страданий. В то же время в нем могут быть испытания, должно быть место для наших стараний, место получения опыта, место проявления свободы воли. Каждый из нас рождается с родовой травмой, ведь наша воля расположена ко злу... Как любящий родитель, Бог занимается нашей реабилитацией для того, чтобы мы стали здоровы. Апостол пишет о физических наказаниях, но лишь потому, что говорит на языке своего времени... В падшем мире наказание нередко становится местом проявления бессилия и злобы, местом мести, которую вымещают на слабом. Поэтому наказания человеческие обретают такие жестокие и страшные формы... Нередко люди наказывают, просто чтобы причинить боль. Попуская страдания в нашей жизни, Бог никогда не поступает так, Он не мстит и не отыгрывается на слабых. Со всей любовью заботливого родителя Он реабилитирует нас после трагедии греха и ведет нас к подлинному духовному здоровью.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема