
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 331 зач., XII, 1-10.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В нашем языке существуют слова, отношение к которым за прошедшее столетие совершенно изменилось. В сегодняшнем чтении мы слышим слово наказание, которое сразу многих современных людей вводит в соблазн. Если вы говорите, что Бог есть любовь, разве он может наказывать?
Обратившись к предыдущему повествованию, мы увидим, что апостол перечисляет ветхозаветных патриархов, которые страдали, проявляя доверие к Богу. Однако в качестве главного примера апостол указывает на Христа, Который проходил предначертанный Ему путь, переносил отвержение и поругание, который взошел на крест, вместо того чтобы радоваться жизни. Уж если Он, Богочеловек претерпевал трудности, что говорить о тех, кто решился быть Его учениками. Подобная аргументация очень распространена и даже вошла в пословицу. Неслучайно в народе говорят: «Господь терпел и нам велел». Но возникает один закономерный вопрос: почему вообще необходимо терпеть? Неужели наши страдания — это действительно его наказание? И если это так, почему апостол говорит о них как о чем-то, чему стоит радоваться, что стоит ценить?
У одного моего знакомого ребенок получил родовую травму. Любящие родители довольно долго занимались его реабилитацией, что привело к значительному улучшению его состояния. Надо сказать, что реабилитация порой была очень болезненной, но она действительно помогла. Вокруг были люди, которых это смущало и которые не верили в возможность перемен... Они даже нападали на родителей и считали их жестокими... Но глядя сегодня на практически здорового ребенка, никто не назовет его родителей жестокими... Когда их ребенку было больно — они чувствовали его боль как свою, но они не отступали, именно потому, что были любящими, им было не все равно...
Мир сотворен Богом как благой, в нем не должно быть страданий. В то же время в нем могут быть испытания, должно быть место для наших стараний, место получения опыта, место проявления свободы воли. Каждый из нас рождается с родовой травмой, ведь наша воля расположена ко злу... Как любящий родитель, Бог занимается нашей реабилитацией для того, чтобы мы стали здоровы. Апостол пишет о физических наказаниях, но лишь потому, что говорит на языке своего времени... В падшем мире наказание нередко становится местом проявления бессилия и злобы, местом мести, которую вымещают на слабом. Поэтому наказания человеческие обретают такие жестокие и страшные формы... Нередко люди наказывают, просто чтобы причинить боль. Попуская страдания в нашей жизни, Бог никогда не поступает так, Он не мстит и не отыгрывается на слабых. Со всей любовью заботливого родителя Он реабилитирует нас после трагедии греха и ведет нас к подлинному духовному здоровью.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов