Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Еще в детстве и юности он часто сталкивался в родном городе с зырянами, так раньше называли коми - коренных жителей Пермского края. Стефан отличался способностью к языкам - он знал греческий, легко освоил и зырянский. Монашеский постриг юноша принял в монастыре в Ростове. Проводя время в богатой монастырской библиотеке, он загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Благословения на задуманное дело он попросил у епископа Коломенского Герасима. «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову» - сказал Стефан. Много трудов и лишений вытерпел проповедник. В тысяча триста восемьдесят третьем году Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он возводил храмы, открывал при них училища, где священные книг и изучались на пермском языке. Ученики из зырян становились диаконами и священниками. Они вели богослужение для соплеменников на родном языке. В тысяча триста девяносто пятом году епископ Стефан отправился в Москву по делам и там скончался. Тело его было положено в одном из храмов Московского Кремля. Зыряне упрашивали князя Московского и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва тоже любила и чтила великого святителя.
Святитель Стефан Пермский. Просвещение коми.
Святитель Стефан, просветитель Перми, родился в тысяча триста сороковом году в Великом Устюге. Город располагался на границе с Великой Пермью - обширным краем, населенным народом коми, которых тогда называли зырянами. Племя исповедовало язычество и поклонялось духам стихий, существ и предметов. Еще в юности Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу. Стефан принял монашеский постриг, составил азбуку зырянского языка и перевел на него несколько церковных книг. Зыряне встретили проповедника крайне враждебно: сложили костёр дров, его самого окутали соломой. Но никто не посмел подойти к Стефану с зажжённой лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников. Перелом произошел после того, как Стефан в споре о вере победил главного жреца Паму. После долгих споров жрец вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, но Христианский Бог велик: иду с тобой», - смиренно отвечал монах. Пама затрепетал и взмолился о пощаде. Зыряне потребовали казнить обманщика, но Стефан отпустил его. Епископ заботился о своей пастве. Во время неурожая он снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от произвола сборщиков податей, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Прославление святителя Стефана началось почти сразу после его кончины. Его житие составлено монахом Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Христос воскресе! Дорогие радиослушатели, с вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современным людям, привыкшим рассчитывать на себя, бывает трудно научиться соработничеству с Богом. Они либо продолжают вести себя как хозяева собственной жизни, просто призывая Бога в помощники, либо, напротив, отказываются от собственного мнения и пытаются, внутреннее сняв с себя ответственность, совершенно во всём полагаться на Бога. Как же найти золотую середину и научиться правильно соединять собственный выбор с волей Божией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги Деяний Апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Людям, смотрящим на Церковь со стороны, часто кажется, что все верующие более-менее одинаковы в своих взглядах и своём поведении. Однако люди, находящиеся внутри знают, что, как и в обычной жизни, в церкви очень много разных людей, со своими подходами и мнениями. Например, один может делать акцент на собственной ответственности и призывать к ответственности других. Не приплетайте Бога к собственным слабостям и чужие слабости Его волей не оправдывайте. Виноват — понеси наказание и исправляйся, говорит такой человек. Другой, напротив, будет говорить, что без воли Божией не бывает ничего, и даже страдания и несправедливости в мире происходят по Его попущению.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим рассказ о том, как ученики Христа, пребывая после вознесения своего Учителя единодушно вместе, начинают устраивать церковную жизнь. Помня, что их должно было быть 12 по числу колен израилевых, они, по предложению апостола Петра, избирают апостола на место Иуды Искариота. Уже в этом небольшом рассуждении мы видим, что они, с одной стороны, вспоминают слова Христа и в то же время проявляют свою инициативу. То есть побуждаются Богом, но действуют сами. Причём, как действуют! Они формулируют условия, при которых, их поступок будет правильным. В их случае будущий апостол должен был быть из близкого круга, то есть, видимо, одним из 70-ти учеников, упоминавшихся в Евангелии. Он должен был быть с ними с самого начала, должен был быть свидетелем жизни Христа — от крещения на Иордане, до распятия и воскресения. Однако, выбрав двоих, кто подходил по их собственному мнению, они предоставили окончательное решение вопроса в руки Божии.
Думаю, что каким-то похожим образом можем действовать мы. И речь даже не столько про то, чтобы бросать жребий, сколько про само стремление помнить о воле Божией и стараться воплотить её в жизнь. Стараться вдумчиво подходить к условиям, в которых она может совершиться, но окончательное воплощение предавать Богу, надеясь на Его святую волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин (20.04.2025)

В этой программе вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о так называемом «Страстном восстании», когда накануне Пасхи 1611 года москвичи попытались изгнать войска Речи Посполитой из родного города, о роли Дмитрия Пожарского в этом восстании, почему оно провалилось и как повлияло на будущую победу Второго народного ополчения.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов