Православная Церковь активно развивается по всему миру. И сегодня православные приходы есть даже в тех странах, где, казалось бы, их быть не должно. Например, в Пакистане. Известно, что Пакистан — страна главенствующего ислама. Проповедь иных религий в таких условиях крайне затруднительна, тем не менее Православие смогло здесь закрепиться.
История пакистанского Православия пока совсем коротка. Ее начало восходит к 2011 году. Именно тогда в Пакистане была зарегистрирована Православная община Московского Патриархата во имя святого архангела Михаила. Ее основателем стал Иосиф Фарук — пакистанец, который принял православие, а потом стал священником. Отец Иосиф обратил в православие многих своих соотечественников.
В 2017 году численность общины составляла уже 360 человек. Половина из них бывшие католики или протестанты, половина — люди, пришедшие из ислама. Община архангела Михаила очень бедна. У нее нет не то, что храма, даже своего помещения. Богослужение совершается в палатке. Это, впрочем, никого не смущает. Православные пакистанцы радуются и такому скромному формату своего существования. Для них сама возможность совершать богослужение — это уже подарок от Бога.
Несмотря на бедность, община занимается благотворительностью. В первую очередь — это помощь детям в получении образования. В Пакистане школу обычно посещают мальчики. Девочки же сидят дома. Родители экономят на их учебе, считая ее не важной для будущего. Отец Иосиф вместе с общиной организовали бесплатную школу для девочек, где они могут получить начальное образование. Уроки иногда проходят в палатке, иногда в арендованном помещении.
Еще одна форма благотворительности — оплата лечения. Если кто-то из членов общины заболевает и не имеет денег на лекарства, собратья по вере помогают ему.
Богослужение в общине проходит по воскресным и праздничным дням. После Литургии обязательно проводится чаепитие, а также занятия для тех, кто готовится принять Крещение. Еще одной из особенностей пакистанского православия является то, что по восточной традиции все прихожане на богослужении стоят босиком. Это делается в знак уважения перед святостью места и церковной службы.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.