
Фото: Annie Smurova/Unsplash
Жители села Замараевского Шадринского уезда Пермской губернии не переставали удивляться своему новому священнику. Во-первых, каждую свободную минутку — в дороге, в домах прихожан, даже в храме — он что-то писал, чертил, считал. Во-вторых, практически сразу он стал заниматься организацией начальной школы для детей и воскресной школы для взрослых. И в-третьих, отец Иоанн Первушин был чрезвычайно добрым человеком, никому не мог отказать в помощи, и этим не стеснялись злоупотреблять многие: и соседи, и его родные, и случайные посетители. Старушка, ведущая его хозяйство, часто ворчала на непрактичность отца Иоанна: он раздавал всё своё жалование нуждающимся. Зато паства доброго священника души в нём не чаяла. Ещё больше бы удивились односельчане, узнав, что их скромный и добросердечный отец Иоанн — всемирно известный математик.
Иван Первушин родился в тысяча восемьсот двадцать седьмом году в городе Лысьва Пермской губернии в семье потомственного сельского священника. Здравомыслие, трудолюбие, терпение — вот принципы, с детства воспитываемые родителями в Иване и его шестерых братьях и восьми сёстрах.
Образование Иван получил в Пермском духовном училище, а затем в Казанской духовной академии. Первушин был действительно настоящим просветителем: добился открытия в Замараевском начальной школы для местных ребятишек, организовал воскресную школу для взрослых, обучая их счёту и грамоте, а главное — самостоятельности мышления. В обеих школах занятия вёл сам, создавал собственноручно все необходимые наглядные пособия и таблицы. Первушин работал над созданием популярной и общедоступной азбуки. Впоследствии священник организовал бесплатную сельскую библиотеку. Отец Иоанн, прежде всего, стремился посеять в своих прихожанах семена доброты, человеколюбия, чувства собственного достоинства.
Особое внимание отец Иоанн Первушин уделял образованию девочек, на которых тогда обращалось мало внимания: считалось, что будущим домохозяйкам особая учёность ни к чему. Отец Иоанн, напротив, был уверен, что женщина — это душа семьи. Он писал: «В женские учебные заведения уже проникла мысль ― готовить воспитанниц не только для кухни и бала. Наряды, лоск, танцы ― всё идет долой. Одарённость матери не ограничивается одним питанием детей ― нет, ― она должна родить в дитяти и понятия, и чувства ― нужно духовное рождение».
В тысяча восемьсот шестьдесят первом году Первушин стал издавать рукописный журнал «Шадринский вестник» — первое частное уральское издание, пользовавшееся большим интересом образованной публики. Отец Иоанн был настоящим патриотом уральской земли, талантливым этнографом и краеведом. На страницах «Вестника» он записывал местные предания и легенды, сказки и былички, а также многие другие проявления народной мудрости. Фольклорный материал Первушину помогали собирать несколько крестьян: таким образом, он подготовил первых краеведов из среды простонародья.
Всему миру скромный сельский священник Иван Первушин был известен как талантливый математик. В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году Первушин открыл самое большое для конца девятнадцатого века простое число: данное число теперь называют «числом Первушина». За выдающиеся исследования священника-математика выбрали членом-корреспондентом сразу нескольких академий наук ― Петербургской, Парижской и Неаполитанской.
«Это был один из симпатичнейших, благороднейших и замечательных представителей сельского духовенства», — написал в первушинском некрологе в «Московских Ведомостях» профессор Николай Юрьевич Зограф. -«Дай Бог, чтобы на святой Руси было поболее таких сельских пастырей, каким был отец Иоанн».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица