— Когда войдёшь, сначала ничего не увидишь. Надо спускаться по ступенькам вниз. А когда спустишься, окажешься среди цветов. Каждый день распускаются новые цветы. Это как волшебство, как рождение котят или ягнят.
Десятилетняя Мэри, главная героиня фильма Агнешки Холланд «Таинственный сад» по одноимённой книге американской писательницы Фрэнсис Бёрнетт, рассказывает двоюродному брату Колину свой главный секрет. Девочка нашла ключ от калитки в заброшенный сад. Сад принадлежал её покойной тёте, маме Колина, а теперь туда не разрешается ходить никому — ни взрослым, ни детям. Всю зиму Мэри тайком ухаживала за землёй и растениями и не заметила, как весной вместе с цветами расцвела и её душа.
Мэри и Колин — замкнутые и надменные дети из богатых и знатных английских семей. Их слишком много баловали и слишком мало любили. Отец мальчика, лорд Крэвен, после смерти любимой жены впал в глубокую депрессию и не хочет даже видеть единственного сына. Ребёнка считают тяжело больным и держат взаперти, слуги терпят все его истерики и капризы. В свои десять лет он не умеет ходить и ни разу не видел солнечный свет.
Родители Мэри, погибшие во время землетрясения в Индии, были заняты карьерой и светской жизнью и совсем не общались с дочерью. После их смерти девочка воспитывается в особняке дяди, где царит мрачная атмосфера. Хозяин дома или подолгу сидит, запершись у себя в комнатах, или путешествует. Мэри снова оказывается предоставлена себе. Поэтому она учится любви у самой природы, а еще — у доброго и открытого мальчика Дикона, брата служанки, который дружит с животными и ухаживает за растениями. Вначале девочке проще полюбить птичку-малиновку и пробивающийся из земли росток, чем человека. Но постепенно в ней просыпается желание помогать другим. Она единственная, кто понимает, что Колину нужны не лекарства и баловство, а свежий воздух и общение на равных. Вместе с Диконом она отвозит брата в сад. Достаточно нескольких прогулок в этом чудесном месте — и несчастный сын лорда полностью преображается. Оказывается, он ничем всерьёз не болен и даже может самостоятельно ходить. Вместе с телом Колина крепнет его вера в любовь отца и в счастливую встречу с ним. Собрав все свои душевные силы, он призывает папу, и тот сердцем чувствует его зов. Лорд Крэвен возвращается домой из путешествия, полный решимости начать новую жизнь и быть рядом с сыном. Колин и Мэри обретают настоящую семью.
— Мой дядя научился смеяться, а я научилась плакать. Тайный сад теперь всегда открыт — такой живой, такой цветущий. А если правильно смотреть на вещи — то весь мир — это сад.
Сад в кинокартине — это своеобразный символ рая. Нам крупным планом показывают рождение цветка, птичье гнездо, маленького ягнёнка, оставшегося без матери. Зрелище захватывает гораздо сильнее, чем масштабные сцены сражений и подвиги героев из фантастических или исторических фильмов. Атмосферу подлинного чуда, созданную режиссёром и оператором «Таинственного сада», почувствуют и по достоинству оценят и маленькие кинозрители. А талантливая и искренняя игра юных британских актёров поможет им полюбить и надолго запомнить героев. Эндрю Нотт, сыгравший Дикона, за эту работу был номинирован на премию «Молодой актёр». Актриса Кейт Маберли получила за роль Мэри специальную премию Лондонского кружка кинокритиков. Благодаря потрясающим актёрским работам мы видим, как легко и быстро может измениться, и расцвести любой человек, взрослый и ребёнок — достаточно только захотеть и обратиться к вечному источнику любви.
Снятый в 1993 году фильм Агнешки Холланд «Таинственный сад» доносит до нас простую мысль: чтобы научиться любить — необязательно быть любимым, вырасти в любящей и радостной семье. Нужно просто открыть любовь внутри себя, как открывают калитку в прекрасный сад, научиться этому чувству у природы и Бога. И тогда уже неважно, сколько вам лет, и какие несчастья вам пришлось пережить — всё равно вы сможете согревать и спасать своим светом близких и каждый день делать этот мир чуточку лучше.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница