
— Когда войдёшь, сначала ничего не увидишь. Надо спускаться по ступенькам вниз. А когда спустишься, окажешься среди цветов. Каждый день распускаются новые цветы. Это как волшебство, как рождение котят или ягнят.
Десятилетняя Мэри, главная героиня фильма Агнешки Холланд «Таинственный сад» по одноимённой книге американской писательницы Фрэнсис Бёрнетт, рассказывает двоюродному брату Колину свой главный секрет. Девочка нашла ключ от калитки в заброшенный сад. Сад принадлежал её покойной тёте, маме Колина, а теперь туда не разрешается ходить никому — ни взрослым, ни детям. Всю зиму Мэри тайком ухаживала за землёй и растениями и не заметила, как весной вместе с цветами расцвела и её душа.
Мэри и Колин — замкнутые и надменные дети из богатых и знатных английских семей. Их слишком много баловали и слишком мало любили. Отец мальчика, лорд Крэвен, после смерти любимой жены впал в глубокую депрессию и не хочет даже видеть единственного сына. Ребёнка считают тяжело больным и держат взаперти, слуги терпят все его истерики и капризы. В свои десять лет он не умеет ходить и ни разу не видел солнечный свет.
Родители Мэри, погибшие во время землетрясения в Индии, были заняты карьерой и светской жизнью и совсем не общались с дочерью. После их смерти девочка воспитывается в особняке дяди, где царит мрачная атмосфера. Хозяин дома или подолгу сидит, запершись у себя в комнатах, или путешествует. Мэри снова оказывается предоставлена себе. Поэтому она учится любви у самой природы, а еще — у доброго и открытого мальчика Дикона, брата служанки, который дружит с животными и ухаживает за растениями. Вначале девочке проще полюбить птичку-малиновку и пробивающийся из земли росток, чем человека. Но постепенно в ней просыпается желание помогать другим. Она единственная, кто понимает, что Колину нужны не лекарства и баловство, а свежий воздух и общение на равных. Вместе с Диконом она отвозит брата в сад. Достаточно нескольких прогулок в этом чудесном месте — и несчастный сын лорда полностью преображается. Оказывается, он ничем всерьёз не болен и даже может самостоятельно ходить. Вместе с телом Колина крепнет его вера в любовь отца и в счастливую встречу с ним. Собрав все свои душевные силы, он призывает папу, и тот сердцем чувствует его зов. Лорд Крэвен возвращается домой из путешествия, полный решимости начать новую жизнь и быть рядом с сыном. Колин и Мэри обретают настоящую семью.
— Мой дядя научился смеяться, а я научилась плакать. Тайный сад теперь всегда открыт — такой живой, такой цветущий. А если правильно смотреть на вещи — то весь мир — это сад.
Сад в кинокартине — это своеобразный символ рая. Нам крупным планом показывают рождение цветка, птичье гнездо, маленького ягнёнка, оставшегося без матери. Зрелище захватывает гораздо сильнее, чем масштабные сцены сражений и подвиги героев из фантастических или исторических фильмов. Атмосферу подлинного чуда, созданную режиссёром и оператором «Таинственного сада», почувствуют и по достоинству оценят и маленькие кинозрители. А талантливая и искренняя игра юных британских актёров поможет им полюбить и надолго запомнить героев. Эндрю Нотт, сыгравший Дикона, за эту работу был номинирован на премию «Молодой актёр». Актриса Кейт Маберли получила за роль Мэри специальную премию Лондонского кружка кинокритиков. Благодаря потрясающим актёрским работам мы видим, как легко и быстро может измениться, и расцвести любой человек, взрослый и ребёнок — достаточно только захотеть и обратиться к вечному источнику любви.
Снятый в 1993 году фильм Агнешки Холланд «Таинственный сад» доносит до нас простую мысль: чтобы научиться любить — необязательно быть любимым, вырасти в любящей и радостной семье. Нужно просто открыть любовь внутри себя, как открывают калитку в прекрасный сад, научиться этому чувству у природы и Бога. И тогда уже неважно, сколько вам лет, и какие несчастья вам пришлось пережить — всё равно вы сможете согревать и спасать своим светом близких и каждый день делать этот мир чуточку лучше.
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение