
Фото: Prateek Katyal/Unsplash
В одном из своих произведений американский писатель Торнтон Уайлдер рассказывает историю о молодом человеке, который пришёл к священнику и стал жаловаться на жизнь. Священник выслушал юношу и вдруг перевернул наизнанку плетёный коврик, который лежал на полу. «Что ты видишь?» — спросил он парня. Тот ответил, что видит беспорядочное сплетение нитей и узелков. Тогда священник положил коврик лицевой стороной и спросил молодого человека, что он видит теперь. «Я вижу красивый узор», — сказал юноша. «Такова и наша жизнь, — ответил священник. — Мы видим её изнанку — беспорядочное, непонятное нам сплетение нитей судьбы. А узор видит лишь Господь». Этот яркий эпизод мы найдём на страницах книги «Неслучайные случайности» — сборника свидетельств о промысле Божьем в жизни человека.
Цитаты из литературных произведений чередуются в книге с непридуманными рассказами. Самые разные люди — моряки, таксисты, врачи, педагоги, священники — делятся удивительными личными историями. И в каждой из них незначительные, казалось бы, события, неожиданно раскрываются во всей своей глубине. Читая эти свидетельства, изложенные очень простым языком, ощущаешь себя в большой и тёплой компании друзей, где каждый спешит поделиться с тобой самым сокровенным.
На страницах книги «Неслучайные случайности» мы найдём немало поучительных и назидательных притч. Пожалуй, одна из самых ярких — о человеке, попавшем на необитаемый остров. Сначала он был счастлив, что остался жив. Он приспособился к существованию. Построил дом. И каждый день надеялся, что на горизонте покажется корабль. Но время шло, а помощи всё не было. Однажды вечером человек вернулся с охоты и увидел дым — это горел его дом. Казалось, что жизнь кончена. От горя он уснул прямо на песке неподалеку от пожарища. А когда проснулся, не поверил своим глазам: к острову причалил корабль! Долгожданная помощь пришла. «Как вы меня нашли?» — спросил человек капитана. И тот ответил: «Ты подал дымовой сигнал. Мы поняли, что нужна помощь, и приплыли». И здесь сама собою на память приходит известная пословица: что Бог ни делает, всё — к лучшему. Сборник «Неслучайные случайности» убедительно подтверждает эту истину.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема