В ноябре тысяча восемьсот шестьдесят второго года во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца было непривычно многолюдно и шумно. Виднейшие представители всех сословий Москвы собрались, чтобы встретить недавно приехавшего в Первопрестольную императора Александра Второго. От имени купечества царя приветствовал городской голова, лучший московский обувщик, Михаил Леонтьевич Королёв. Неожиданно император обратился к нему с вопросом: «Как твоя фамилия?»- «Благодарение Богу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила», — ответил Королёв. Придворные удивлённо переглянулись, но Александр Второй сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья». «Ну, кланяйся ей», — улыбнулся император и добавил: «И скажи, что я со своей хозяйкой приеду её проведать».
Крайнее изумление охватило всех присутствующих. Но ещё большее удивление испытали москвичи, когда через несколько дней узнали, что царь с женой и вправду приехал в гости к Королёву: пил чай с хозяином, а императрица, Мария Фёдоровна, беседовала с его женой, Татьяной Андреевной. В память об этом царском чаепитии городской голова предложил Московскому купеческому обществу открыть училище для сирот и бедных детей всех сословий и назвать его в честь императора и императрицы — Александро-Мариинским.
Королёва избрали председателем попечительного совета училища. Михаил Леонтьевич ежегодно жертвовал на содержание Александро-Мариинского училища десять тысяч рублей, а также покупал для него мебель, наглядные пособия, одежду для воспитанников. Его супруга стала попечительницей отделения для девочек. В Александро-Мариинском училище воспитывались 130 сирот и детей бедных родителей. Обучение, питание и лечение были бесплатными. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и портновского мастерства.
Перед смертью Михаил Леонтьевич завещал Александро-Мариинскому училищу пятьдесят тысяч рублей. Его дочь, Наталья Михайловна, продолжила благотворительные традиции родителей — стала щедрой попечительницей училища.
Наталья Королёва вышла замуж в шестнадцать лет за купца первой гильдии Алексея Андреева. Всем своим десяти сыновьям и дочерям Наталья Михайловна дала прекрасное образование: они свободно говорили на пяти-шести иностранных языках. Но самое главное, чему учила детей Андреева на собственном примере: помогать тем, кто действительно нуждается, проявлять к ним милосердие и сострадание. «Блаженны милостивые», — этой заповеди Спасителя Наталья Михайловна стремилась следовать всю жизнь. Она принимала живое участие в судьбе очень многих неимущих, сирот: помогала получить образование и профессию, бедным невестам давала приданое, юношам находила работу и жильё.
В тысяча девятьсот втором году за счёт Андреевой был построен дом бесплатных квартир для вдов и сирот в Москве, так называемый «Вдовий дом». Приют назвали в честь родителей Натальи Михайловны — Михаила и Татьяны Королёвых, увековечив таким образом их память.
Но не только в Москве добрым словом поминали Михаила Королёва и его дочь Наталью Михайловну. На родине своего отца, в деревне Горки Тверской губернии, Андреева построила земскую школу и храм, а в близлежащем селе Талдом — министерское училище.
Овдовев в сорок четыре года, Андреева находила утешение в паломнических поездках — в Звенигород, Волоколамск, Сергиев Посад. Во всех монастырях щедро жертвовала на нужды обителей.
В тысяча девятьсот десятом году Наталия Андреева скончалась и была похоронена в семейном склепе на Даниловском кладбище. Перед смертью благотворительница завещала сто тысяч рублей на постройку нового корпуса Преображенской психиатрической больницы и сто тысяч рублей на устройство Педагогических курсов. Педагогические курсы были организованы при Городском народном университете имени Шанявского в тысяча девятьсот двенадцатом году. На пожертвование Андреевой построили крыло здания университета, где разместились учебные аудитории.
30 ноября. О материнской любви как Божьем даре
Сегодня 30 ноября. В России отмечается День матери.
О материнской любви как Божьем даре — протоиерей Константин Харитонов.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 ноября. О христианской символике герба России

Сегодня 30 ноября. День государственного герба Российской Федерации.
О христианской символике герба России — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Осознание вины. Алёна Боголюбова
«Да, я не права, это — моя ошибка» — иногда произношу такие слова. Кажется, признаю вину. И в этот момент чувствую себя очень некомфортно. Даже дышать как будто тяжелее. Но почему? Я решила проанализировать эти ощущения. Вероятно, именно из-за них нам так трудно каяться. Они являются причиной поиска самооправдания, которое зачастую провоцирует конфликты между людьми, когда каждый отстаивает свою правду. Важно понять — самооправдание тоже грех. В этом состоянии человек не сможет приблизиться к Богу. Мы, словно, обнялись со своим грехом и не хотим расставаться, делая вид, что совершённое — вовсе не грех. И вот моё мнение почему так происходит.
Первое. Когда я публично объявляю виноватой себя, боюсь, что окружающие скажут: «Да, да, ты виновата!» А вот это уже совсем тяжело. Тут и самолюбие, то есть, гордыня затронуты. Однако, есть выход— попытаться воспринять это как лекарство. Горькое, но действенное.
Второе. Боюсь, что придется нести ответственность за свои ошибки. Возможно, люди, возложат на тебя еще больше вины, чем заслуживаешь. Что же делать? Молиться и отдать ситуацию и суд в руки Господа. Люди могут ошибиться. Господь — нет.
Третье. Когда я признаю себя виноватой, появляется ощущение своей убогости, неуклюжести, чувство, что я смешна. Откуда это? А вот откуда. Сколько раз на исповеди или в разговорах с близкими публично высмеивала свои грехи и себя, такую нелепую в своих страстях. Говорила слова, вроде: «И я, такая вся важная, аж смешно!» Или: «Конечно, мне же нужно быть самой первой, я же вся из себя королева!»
И когда я вижу, что и правда проявилась моя гордыня, так не хочется быть смешной. А зачем я это делала, высмеивала себя? Значит, не искренне это все говорила. Не по силам мне смеяться над своими страстями. Еще один грех — та же гордыня — выставлять себя лучше, чем я есть, показывать себя праведницей, сокрушающей свои страсти...
Осознав это, и предполагая, что обнаруженные препятствия к покаянию, еще только начало списка, я решила просто быть честнее и искреннее хотя бы с собой. Признавать свою вину, прорабатывать то, что вызывает неприятные ощущения при этом. И тут же хвататься за руку Божью, чтобы он помог смириться и начать исправлять ошибки. Все, что от меня зависит. А то, что уже не в человеческих силах поправить, просить Господа управить. Только так. Без Бога этот путь не возможен. Снова и снова благодарю Его за этот дар — возможность покаяться, который нам достался дорогой ценой — крестной жертвой Спасителя.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











