
В ноябре тысяча восемьсот шестьдесят второго года во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца было непривычно многолюдно и шумно. Виднейшие представители всех сословий Москвы собрались, чтобы встретить недавно приехавшего в Первопрестольную императора Александра Второго. От имени купечества царя приветствовал городской голова, лучший московский обувщик, Михаил Леонтьевич Королёв. Неожиданно император обратился к нему с вопросом: «Как твоя фамилия?»- «Благодарение Богу, благополучно, Ваше величество, только хозяйка малость занедужила», — ответил Королёв. Придворные удивлённо переглянулись, но Александр Второй сообразил, что купец понял слово «фамилия» в его старинном значении «семья». «Ну, кланяйся ей», — улыбнулся император и добавил: «И скажи, что я со своей хозяйкой приеду её проведать».
Крайнее изумление охватило всех присутствующих. Но ещё большее удивление испытали москвичи, когда через несколько дней узнали, что царь с женой и вправду приехал в гости к Королёву: пил чай с хозяином, а императрица, Мария Фёдоровна, беседовала с его женой, Татьяной Андреевной. В память об этом царском чаепитии городской голова предложил Московскому купеческому обществу открыть училище для сирот и бедных детей всех сословий и назвать его в честь императора и императрицы — Александро-Мариинским.
Королёва избрали председателем попечительного совета училища. Михаил Леонтьевич ежегодно жертвовал на содержание Александро-Мариинского училища десять тысяч рублей, а также покупал для него мебель, наглядные пособия, одежду для воспитанников. Его супруга стала попечительницей отделения для девочек. В Александро-Мариинском училище воспитывались 130 сирот и детей бедных родителей. Обучение, питание и лечение были бесплатными. Помимо обычной образовательной программы в училище изучали специальные дисциплины. Для девочек были устроены курсы рукоделия и портновского мастерства.
Перед смертью Михаил Леонтьевич завещал Александро-Мариинскому училищу пятьдесят тысяч рублей. Его дочь, Наталья Михайловна, продолжила благотворительные традиции родителей — стала щедрой попечительницей училища.
Наталья Королёва вышла замуж в шестнадцать лет за купца первой гильдии Алексея Андреева. Всем своим десяти сыновьям и дочерям Наталья Михайловна дала прекрасное образование: они свободно говорили на пяти-шести иностранных языках. Но самое главное, чему учила детей Андреева на собственном примере: помогать тем, кто действительно нуждается, проявлять к ним милосердие и сострадание. «Блаженны милостивые», — этой заповеди Спасителя Наталья Михайловна стремилась следовать всю жизнь. Она принимала живое участие в судьбе очень многих неимущих, сирот: помогала получить образование и профессию, бедным невестам давала приданое, юношам находила работу и жильё.
В тысяча девятьсот втором году за счёт Андреевой был построен дом бесплатных квартир для вдов и сирот в Москве, так называемый «Вдовий дом». Приют назвали в честь родителей Натальи Михайловны — Михаила и Татьяны Королёвых, увековечив таким образом их память.
Но не только в Москве добрым словом поминали Михаила Королёва и его дочь Наталью Михайловну. На родине своего отца, в деревне Горки Тверской губернии, Андреева построила земскую школу и храм, а в близлежащем селе Талдом — министерское училище.
Овдовев в сорок четыре года, Андреева находила утешение в паломнических поездках — в Звенигород, Волоколамск, Сергиев Посад. Во всех монастырях щедро жертвовала на нужды обителей.
В тысяча девятьсот десятом году Наталия Андреева скончалась и была похоронена в семейном склепе на Даниловском кладбище. Перед смертью благотворительница завещала сто тысяч рублей на постройку нового корпуса Преображенской психиатрической больницы и сто тысяч рублей на устройство Педагогических курсов. Педагогические курсы были организованы при Городском народном университете имени Шанявского в тысяча девятьсот двенадцатом году. На пожертвование Андреевой построили крыло здания университета, где разместились учебные аудитории.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко люди, совершающие вполне сознательные грехи, в качестве оправдания говорят, что поступают так, потому что праведный путь для них слишком труден. Конечно, осуждать никого не стоит, потому что всей жизни, всех обстоятельств, всех сил человечека мы знать не можем... Но для себя самих бывает вполне полезно задуматься о том, как удержаться от греха в сложных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Историй о героических поступках немало. В честь героев называют улицы, их подвиги описывают в газетах и на стендах, обсуждают с детьми в школах. Иногда это довольно известные люди, учёные, полководцы, а иногда совсем простые, вроде Ивана Сусанина, который был крепостным крестьянином. Но бывают поступки, о которых неизвестно практически никому, кроме тех, кто их совершает. Более того, иногда это и не поступки вовсе, а их отсутствие... Скажем, можно вспомнить слова, которые обратил к воинам Иоанн Креститель: никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь жалованием. Кажется, что это очень просто, но в ситуации, когда остальные ведут себя иначе, простые вещи становятся трудными и обыкновенная честность оказывается сродни подвигу. Когда ты понимаешь, что немного меньше принципиальности позволит тебе повысить качество жизни, может быть обновить машину или даже улучшить жилищные условия, но оказываешься не готов ломать собственную совесть, это может восприниматься как глупость окружающими, но оказывается очень ценно перед Богом. И речь даже не столько про формальное соблюдение норм, сколько про искреннее стремление жить по правде, которое всегда предполагает подлинную заботу о людях, в том числе и тех, чья жизнь зависит тебя.
Но что может стать основой такой жизни? Современные люди дают разные ответы, а библейский ответ один — вера в Бога. Именно поэтому, рассказывая о жизни святых, апостол в отрывке, который мы услышали, говорит, что они действовали верой. Верой побеждали царства, верой творили правду. То есть они делали всё это, будучи уверены, что Бог и Его воля важнее сиюминутных выгод, которые в древности можно было получить, например, принеся жертву идолам, а в наше время обокрав кого-нибудь, получив взятку, поступившись заповедями тем или иным образом. Сегодня это не для всех очевидно, но ученики Спасителя совершенно не разделяли веру и верность заповедям. Они жили верой вне зависимости от обстоятельств, хороших или плохих, внешне побеждали и внешне проигрывали, но шли к цели, намеченной для них Богом. И не просто шли... Столетиями они призывали других идти за собой, как сегодня призывают нас. В сложных жизненных обстоятельствах нам может быть страшно, ведь мир, в котором мы живём, диктует нам свои правила. Однако образ святых — апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных призывает нас, несмотря ни на что, прежде всего ориентироваться на правила Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Варе из Алтайского края активную инвалидную коляску

Когда ребёнок по причине болезни лишается движения, он теряет и возможность участвовать в происходящем вокруг. Активная инвалидная коляска её возвращает. Она создана специально для детей с тяжёлыми нарушениями. Этой коляской, в отличие от обычной, они могут с лёгкостью управлять сами. Такая техника — незаменимый инструмент для игры и познания мира.
Благодаря слушателям Радио ВЕРА у пятерых подопечных фонда «Игра» уже появились активные коляски. У всех ребят есть двигательные нарушения, и ходить они не могут. Но с этой современной техникой, каждый из них стал более независимым от взрослых.
Девятилетняя Тася, получив активную коляску, первым делом поехала на кухню и налила себе воды. Для неё было важно сделать это без помощи близких. И теперь она всё, что может, стремиться выполнять сама. Также девочка стала гораздо увереннее чувствовать себя на сцене. Ведь Тася профессионально занимается вокалом и часто выступает на разных конкурсах и фестивалях.
Активная инвалидная коляска — удобная и безопасная. Она дарит детям свободу передвижения, а ещё помогает укрепить мышцы рук и спины.
Сейчас в такой же технике нуждается трёхлетняя Варя из Алтайского края. Врачи уже подобрали для неё нужную коляску, которая учитывает всё её особенности — и, к сожалению, для Вариной семьи она стоит слишком дорого.
Подарить маленькой Варе возможность активно познавать мир, можно сделав любой благотворительный взнос на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«1-е воскресенье по Пятидесятнице. День Всех святых». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:33-12:2) и Евангельского (Мф.10:32-33, 37-38 ,19:27-30) чтений в 1-е воскресенье по Пятидесятнице, о дне Всех святых, а также о днях памяти перенесения мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву, святителя Никифора, патриарха Константинопольского, преподобного Мефодия, игумена Пешношского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица