— Это был невероятный роман. Он — деревенский парень, она горожанка. У её ног лежал весь мир, а у него за душой не было ни цента.
Парня звали Ной, а девушку — Элли. Их удивительную историю рассказал кинозрителям американский режиссёр Ник Кассаветис. Только что прозвучал фрагмент из его картины, которая называется «Дневник памяти». Фильм вышел на экраны в 2004 году и с тех пор остаётся одной из самых известных и любимых во всём мире кинолент о любви. Любопытно, что, приступая к съёмкам, Кассаветис никаких особенных сверхзадач перед собой не ставил. Он собирался снять красивую мелодраму. Но в процессе работы, когда разрозненная мозаика отснятых сцен постепенно начала складываться в единое целое, всё изменилось. «Возможно, сюжет картины и не самый оригинальный, — говорил Кассаветис — Но вышло так, словно кто-то свыше вдохнул в него глубокий смысл». Кстати, сценарий фильма основан на одноимённом биографическом романе американского писателя Николаса Спаркса, в котором он рассказал историю жизни и любви своих дедушки и бабушки. Так что Ной и Элли, главные герои фильма «Дневник памяти» — не выдуманные персонажи.
Фильм разворачивается сразу в двух временных отрезках: в наши дни и в 40-е годы ХХ века. Его композицию можно назвать «Сюжет в сюжете». В центре современной линии — два пожилых человека: мужчина и женщина, которые живут в доме престарелых. У женщины пропала память. Она не помнит, кто она и что с ней было вчера. А происходит каждый день примерно одно и то же. Мужчина приходит к даме, открывает толстый блокнот и читает вслух прекрасную историю двух влюблённых. Он надеется: а вдруг это поможет женщине хоть на миг вспомнить, кто он такой; кто такая она сама и что их связывает...
А потом мы переносимся в прошлое и наблюдаем за романом Ноя и Элли. Хочется отметить, что эта сюжетная линия не только богата на эмоции, но и потрясающе красиво снята. Чего стоит одна только сцена, в которой герои плывут на лодке по живописному озеру, окружённому лесом, и усеянному сотнями живых белоснежных птиц! Словами красоту этих кадров передать трудно, как говорится — это надо видеть!
Но мы снова перемещаемся в наши дни, к двум старикам. И видим, как врачи пытаются отговорить мужчину от ежедневных сеансов чтения. Женщине уже ничем нельзя помочь, уверены они. И в одном из эпизодов доктор напрямую говорит об этом герою:
— У неё старческое слабоумие. Оно необратимо. Если больной пересёк черту, он уже не вернётся.
— Так все и говорят.
— Я хочу предостеречь, чтобы вы не питали иллюзий.
— Спасибо Вам, доктор. Но ведь, знаете, когда наука отступает, является Бог.
Как Бог проявит себя в этой истории? И каким образом старики из дома престарелых связаны с Ноем, Элли и их любовью? Всё это нам предстоит узнать из замечательного романтического фильма Ника Касаветиса «Дневник памяти» — картине о любви: бесконечной, терпеливой, умеющей ждать и прощать.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение