
— Это был невероятный роман. Он — деревенский парень, она горожанка. У её ног лежал весь мир, а у него за душой не было ни цента.
Парня звали Ной, а девушку — Элли. Их удивительную историю рассказал кинозрителям американский режиссёр Ник Кассаветис. Только что прозвучал фрагмент из его картины, которая называется «Дневник памяти». Фильм вышел на экраны в 2004 году и с тех пор остаётся одной из самых известных и любимых во всём мире кинолент о любви. Любопытно, что, приступая к съёмкам, Кассаветис никаких особенных сверхзадач перед собой не ставил. Он собирался снять красивую мелодраму. Но в процессе работы, когда разрозненная мозаика отснятых сцен постепенно начала складываться в единое целое, всё изменилось. «Возможно, сюжет картины и не самый оригинальный, — говорил Кассаветис — Но вышло так, словно кто-то свыше вдохнул в него глубокий смысл». Кстати, сценарий фильма основан на одноимённом биографическом романе американского писателя Николаса Спаркса, в котором он рассказал историю жизни и любви своих дедушки и бабушки. Так что Ной и Элли, главные герои фильма «Дневник памяти» — не выдуманные персонажи.
Фильм разворачивается сразу в двух временных отрезках: в наши дни и в 40-е годы ХХ века. Его композицию можно назвать «Сюжет в сюжете». В центре современной линии — два пожилых человека: мужчина и женщина, которые живут в доме престарелых. У женщины пропала память. Она не помнит, кто она и что с ней было вчера. А происходит каждый день примерно одно и то же. Мужчина приходит к даме, открывает толстый блокнот и читает вслух прекрасную историю двух влюблённых. Он надеется: а вдруг это поможет женщине хоть на миг вспомнить, кто он такой; кто такая она сама и что их связывает...
А потом мы переносимся в прошлое и наблюдаем за романом Ноя и Элли. Хочется отметить, что эта сюжетная линия не только богата на эмоции, но и потрясающе красиво снята. Чего стоит одна только сцена, в которой герои плывут на лодке по живописному озеру, окружённому лесом, и усеянному сотнями живых белоснежных птиц! Словами красоту этих кадров передать трудно, как говорится — это надо видеть!
Но мы снова перемещаемся в наши дни, к двум старикам. И видим, как врачи пытаются отговорить мужчину от ежедневных сеансов чтения. Женщине уже ничем нельзя помочь, уверены они. И в одном из эпизодов доктор напрямую говорит об этом герою:
— У неё старческое слабоумие. Оно необратимо. Если больной пересёк черту, он уже не вернётся.
— Так все и говорят.
— Я хочу предостеречь, чтобы вы не питали иллюзий.
— Спасибо Вам, доктор. Но ведь, знаете, когда наука отступает, является Бог.
Как Бог проявит себя в этой истории? И каким образом старики из дома престарелых связаны с Ноем, Элли и их любовью? Всё это нам предстоит узнать из замечательного романтического фильма Ника Касаветиса «Дневник памяти» — картине о любви: бесконечной, терпеливой, умеющей ждать и прощать.
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение