
1 Ин., 73 зач., III, 21 — IV, 6.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении мы постоянно слышим слово «дух»: и неудивительно, что в каждом сознании под это слово подтягиваются свои образы, аллегории, представления. Ведь можно очень по-разному понимать, что же такое дух. Один подход — когда дух воспринимается как некая нематериальная сущность, вполне самобытная, которая может, например, входить в человека и существенным образом изменять его помимо его воли. Другой подход — когда дух видится как понятие вообще несводимое ни к каким доступным в нашей жизни категориям или образам. Потому он и дух — что совершенно не такой в сравнении со всем тем, что мы наблюдаем в жизни. Но я бы предложил посмотреть на слова апостола через необычный ракурс — давайте заменим слово «дух» на слово «тональность». Посмотрим, что у нас получится.
Если мы любим друг друга и искренне верим в Христа Спасителя — мы находимся в верной тональности — той самой, в которой Бог ежесекундно творит жизнь всего мира. Это тональность созидания, света, радости и любви. Пока находишься в ней — можешь делать что угодно, импровизируй как хочешь — только не входи в диссонанс с Божественной мелодией. Вроде бы все сходится!
Идём дальше. Не всякая музыка — Божественная. Мелодий очень много, и все разные — чтобы не поддаться обольщению, надо внимательно смотреть, куда конкретная мелодия увлекает. И здесь апостол предлагает странный на первый взгляд критерий — исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Для апостола это главный индикатор, камертон — которым он и проверяет, чей это дух — от Бога или от антихриста. Очевидно, что здесь речь идёт о чем-то более глубоком, чем формальном принятии Иисуса Христа Спасителем. О чем же?
Если внимательно всмотреться в Евангелие, нетрудно заметить, какие ценности в нём приоритетны. Это, прежде всего, ценность жизни как таковой — для которой благодаря Христу смерть — уже не преграда. Быть — лучше, чем не быть — потому что только бытием, точнее, своим «быванием» — мы опознаём Бога. Вторая фундаментальная ценность — это человек как Божественный посланник в этом мире, зеркальце, проводящее свет Божий в юдоль земную. Каким бы грязным, разбитым оно ни было — во всей Вселенной альтернатив ему нет. И третья ценность — единство верных Христу — Церковь — как пространство практического научения любви, ценность которой простирается далеко за пределы земной жизни. Можно сказать короче: пришедший во плоти Бог научил нас жить, не боясь смерти, дорожить друг другом и безусловно любить — через это прославляя Его как Создателя и нашего Спасителя. Пренебрегающий жизнью, уродующий её, обесценивающий инаковость других, сеющий вражду и разделения, недовольный, проклинающий всё бытие — это дух антихриста, анти-пода Иисуса Христа, дух врага рода человеческого — даже если он являет себя в самом добродетельном и благочестивом обличье.
Что же, вот теперь и у нас с вами есть индикаторы, которые могут помочь распознать в неоднозначном явлении — чей дух здесь действует, Божий ли — или, напротив, вражий?
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки