
1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Грех, о котором говорит сегодня апостол Иоанн, — это одна из ключевых категорий христианского богословия. Обыкновенно говорится о двух видах греха — о первородном и личном. Что такое первородный грех? Это проступок, который некогда совершили наши прародители, Адам и Ева. Они нарушили заповедь Бога, по сути, повернулись к Нему спиной, словно заявив, что хотят быть сами по себе. Господь этому не препятствовал. Невольник, как говорится, не богомольник. Но дело в том, что Бог — это источник жизни. Без связи с Ним мы автоматически входим в область смерти. Вот эта смертность, словно неизлечимая болезнь, и поселилась в первых людях.
Никто из нас, потомков Адама и Евы, не виноват в первородном грехе. Но все мы несем его последствия. Ведь от больного растения никогда не родится здоровое. Как в окружающем нас мире, так и в нас самих царствует закон мертвенности. И здесь мы сталкиваемся со второй разновидностью греха — это грех личный. Призрак смерти, который нависает над каждым из нас, как домоклов меч, побуждает человека к двум вещам. Во-первых, мы бежим от лишений и страданий. Во-вторых, мы тянемся к удовольствиям и наслаждениям. Иными словами, мы пытаемся обеспечить себе комфортное существование. Добиться покоя для своего тела и души. Власть, деньги, плотские удовольствия — все это дает иллюзию стабильности и полноты жизни. Для того, чтобы достичь своей цели, мы порой не гнушаемся самых низких мыслей, чувств, слов и поступков. Вот в этих грехах мы виноваты уже лично. Каждый в свою меру. Однако так смерть не обмануть. Этими поступками мы лишь усугубляем то состояние, в котором оказались по вине первых людей. Словно еще крепче затягиваем петлю на шее. Уходим все дальше и дальше от Бога, то есть, от источника жизни.
Что же делать? Христианская традиция предлагает определенный алгоритм действия. Первое, с чего необходимо начать — признать, что проблема существует. Именно эту мысль озвучивает сегодня апостол Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем сами себя, и истины нет в нас». На языке аскетики это называется покаяние. По-гречески, метанойа, что дословно можно перевести как изменение сознания. Наш ум должен развернуться на 180 градусов. Нам необходимо понять, в каком горьком состоянии мы находимся. Второй, немаловажный шаг — перестать бояться разного рода лишений и не стремиться к удовольствиям, чтобы не усугублять массу греха. Как это сделать? Нет ничего проще. Необходимо всего лишь воплощать в жизнь те заповеди, которые нам даны Христом в Евангелии. Если присмотримся к ним, то увидим, что в их основе лежит алгоритм диаметрально противоположный закону утверждения смерти. Речь идет о жертвенной любви. Она не требует удовольствий. Она не боится страданий. Она отдает все свое без остатка ради другого. Такой человек перестает грешить лично. Он становится чист не только в своих словах и поступках, но со временем даже в своих чувствах и помыслах. Именно в таком человеке поселяется божественная благодать, которая обновляет его душу, укрепляет сердце и в условиях этой жизни дает ему радость спасения от смерти.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема