
Сегодня я хочу прочитать вам, друзья, чудесное пасхальное стихотворение нашей современницы, поэтессы и переводчицы — Екатерины Кондратьевой, с которой мы вместе были когда-то прихожанами московского храма Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине.
Я вспоминаю, что поэзия Екатерины неоднократно появлялась и в нашем приходском журнале... Прошло время, и вот — в наши дни, в новом веке, в издательстве «Волшебный фонарь» — вышла Катина книга под названием «Письма Пенелопы», которая вместила в себя написанное ею за четверть века.
«...В поэтическом мире Кондратьевой просторно, светло и воздушно, — пишет в предисловии к этому сборнику поэт-собрат Екатерины — Григорий Зобин. — ...Словно хоры в антифонном пении, аукаются в этих стихах времена и пространства, порой споря, порой поражая неожиданностью совпадений. Отражения в стёклах московской подземки становятся двойным отражением в зеркальных залах дворцов Екатерингофа и Павловска. Собственные черты откликаются в сыновних и — через тысячелетия — узнаются в Пенелопе и Телемаке...»
Конец цитаты.
А сейчас я прочитаю, как и собирался, стихотворение 1991 года под названием «Что значит радость».
Рядом с датой под этим стихотворением есть помета: «Кириопасха», — то есть тот день, когда самый главный православный праздник совпадает с Днём Благовещения Пресвятой Богородицы... Читаем.
I
Я узнала, что значит радость,
И теперь поделюсь со всеми
Благодатною лаской света
И нежнейшим дыханьем дней.
Сокровенное приближенье
Одолело и страх, и темень,
Очарованное звучанье
Стало явственней и земней.
II
Озоруют поэты в застолье,
Тешат души пасхальным вином,
И мои утихают уголья
На пиру благодатном двойном.
Из ладоней расплещется радость,
Растворится во влажных словах,
Но останутся милость и благость,
И восторженный вздох на губах.
Екатерина Кондратьева, «Что значит радость», 1991 год, Кириопасха, стихи из книги «Письма Пенелопы».
Завершая программу, посвящённую поэту Екатерине Кондратьевой (которая, кстати сказать, поёт в церковном хоре), — я вновь хочу обратиться к предисловию, написанному к сборнику «Письма Пенелопы» — нашим общим другом, поэтом Григорием Зобиным.
В финале своего текста, поэт-собрат цитирует строфу как раз из цикла «Письма Пенелопы». Эта строфа так хороша, что я просто не могу не привести её здесь.
...Небеса, и прибой, и Итака —
Всё объято системою мер.
И одно лишь Превечное Слово
Не вместить в стихотворный размер...
Сегодня мы говорили, друзья, о поэзии нашей современницы Екатерины Кондратьевой.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема