
Иак., 56 зач., IV, 7 — V, 9.
Глава 4.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое«,-
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Людям, которые недавно пришли в Церковь бывает свойственно смотреть на людей верующих с детства с некоторым пиететом. Человек думает: я мало знаю и не имею такого опыта церковной жизни, как другие. На самом же деле, стоит понимать, что кроме опыта духовной жизни люди, давно живущие в церкви, могут приобретать и другой опыт, менее очевидный... тот, которым не принято гордиться. Это опыт духовных неудач, опыт дискуссий со своей совестью, в которых человек ее победил, сумел оправдаться и настоять на своем. Пока он живет не зная Бога, он, конечно, переживает за некоторые свои поступки, которые кажутся ему неправильными, скажем за ложь или зависть, но после прихода в Церковь, человек узнает заповеди и обретает не только радость встречи со Христом, но и понимание того, что быть Его учеником непросто и впереди много не только счастливых моментов, но и духовного труда.
В то же время, жизнь часто берет свое и человек, ставший христианином, оказывается перед серьезным выбором, не зная, как поступить. На первых порах кажется, что поступать стоит только по-христиански..., но со временем, сделав одну, две, три уступки, человек постепенно оставляет в своей христианской жизни только то, что практически не противоречит миру, то есть в первую очередь обряд. Он молится дома и ходит на службы, празднует праздники и говорит на религиозные темы, но при этом совесть его копит опыт поражений, опыт уступок миру, не в чем-то внешнем, но во внутреннем. Он знает, что христиане должны прощать, но некоторых людей не прощает — совесть говорит ему об этом, но он старается ее не слышать. Он видит вокруг себя нуждающихся, но не помогает им, оправдывая себя тем, что они сами виноваты... У каждого находится своя сфера, в которой он отказывается слышать свидетельство совести.
Понимая это, апостол Иаков обращается к верующим с требованием «исправить двоедушные сердца». Он обращается к тем, кто знает, как надо себя вести, но не ведет... Апостол не обличает людей непросвещенных, но говорит, "кто знает, как поступать правильно и не поступает — тот совершает грех". В качестве примера он приводит тех, кто нечестно скопил богатство. Оно не вечно и теперь истлевает, хотя должно было бы стать поддержкой для бедных. Призыв апостола с богословской точки зрения довольно прост, но при этом сложен с точки зрения жизни... Впрочем, если мы хотим быть христианами не только по имени, сложность заповедей не должна стать для нас преградой.
Псалом 17. Богослужебные чтения

В любом более-менее осмысленном тексте можно выделить несколько смысловых слоёв. Или, как шутят, есть то, что автор хотел сказать, и то, что он сказал, хотя этого не хотел и не планировал. Да, иногда написанный текст говорит больше, чем предполагалось. Хорошим примером является псалом 17-й, что читается сегодня во время богослужения.
Псалом 17.
1 Начальнику хора.
Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог;
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие Угли сыпались от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на Херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и Угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и Угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простёр руку с высоты и взял меня, и извлёк меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесён Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознёс меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
Прозвучавший псалом был написан царём и пророком Давидом после того, как миновали испытания, связанные с безумным предшественником Давида по царству — Саулом. А также случились военные победы Давида над агрессивными соседними народами. Царь описывает своё состояние одновременно радостно и взволнованно. Он, с одной стороны, торжествует, что тяжелейшие беды остались в прошлом. Но, с другой, — понимает, что всё случившееся — это, по сути, чудо Божие, вполне ощутимое проявление действия Господа, которое отрицать просто невозможно.
Потому Давид взволнованно и благоговейно объявляет себя рабом Божиим. То есть тем, кто готов целиком и полностью исполнять волю Творца. Давид называет Господа твердыней, своим защитником. Царь подчёркивает, что надеется только на помощь Бога. Никакие человеческие силы не сравнятся, по мнению Давида, с могуществом Господа. Потому царь называет Бога щитом, убежищем и рогом спасения. Некоторые животные (например, олени, о которых идет речь в псалме) защищают себя с помощью рогов. И рог, таким образом, является символом защищающей силы. Вот Давид и использует вполне понятный образ, рассуждая о защите Божией.
Для того, чтобы подчеркнуть особую радость побед, которые с помощью Творца были достигнуты, царь сначала описывает плачевность своего предыдущего состояния. Даже сравнивает себя с мертвецом, которого облепили мухи. И вот Господь выводит верного Ему праведника из безнадёжной ситуации. Причём, изменения происходят стремительно и предельно ощутимо. Как будто сдвигаются слои бытия. И Давид, ещё недавно погибавший, оказывается на месте просторном, как он сам пишет. То есть становится свободным, получает полноту сил, чувствует себя, как грациозный олень, способный перепрыгивать огромные камни.
Но какие нравственные выводы делает Давид? Казалось бы, на его месте другой бы задрал нос, позволил бы себе насладиться триумфом. Но царь поступает иначе. А именно — он напоминает сам себе, почему произошли чудесные изменения в его жизни. Потому что он стремился к сердечной чистоте и смиренной простоте. Давид желает сохранить мир с Богом, указывая в псалме: «С милостивым Ты (Господи) поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его». И, конечно, Давид хочет быть на стороне правды и милости.
Заканчивается псалом пророчеством, которое сам Давид, видимо, таковым не считал. Но апостол Павел, уже новозаветный автор, полагал, что Давид предсказал будущее. «Буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему». Эти слова апостол Павел относит скорее не к Давиду, а ко Христу и к продолжателям проповеди Христовой, обращённой не только к евреям, но и к иным народам. Можно также допустить, что и весь псалом тоже стоит понимать в пророческом плане. А именно — что Давид, описывая собственные испытания, пророчески рассказал об испытаниях Спасителя. Христос не образно, а действительно побывал за границей смерти, но воскрес и был Отцом Небесным прославлен и укреплён. Подобное может произойти и с нами, если мы будем стремиться жить в согласии с заповедями Божиими.
Псалом 17. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 17. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 17. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, которыйпроизнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4 Призову достопоклоняемого Господа, и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал.
И Он услышал от (святаго) чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался (Бог).
9 Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих.
18 Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего; но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня;
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне.
25 И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно;
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его.
28 Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь.
34 Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.
39 Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои.
40 Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня.
42 Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им.
43 Я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне.
45 По одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною.
46 Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема