
Иак., 55 зач., III, 11 — IV, 6.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Иаков рассуждает о том, может ли человек быть одновременно добрым и злым, может ли благословлять и проклинать. Первый ответ, который напрашивается сам собой и рождается из самого опыта жизни — конечно, может. Разве не встречали мы людей, которые очень строги и даже жестоки к подчиненным и вполне добры к своим близким? Которые не готовы простить человеку для них чужому любую оплошность, но родственнику или другу готовы простить очень многое... Самое печальное — что мы не просто встречали таких людей, мы сами такие люди, хотя и в разной мере.
Но тут же в нашей душе рождается вопрос? Каковы же мы на самом деле? Добрые или злые? Да и вообще, разве возможен такой черно-белый подход, при котором ты или хорош или плох? И если да, то как совместить этот максимализм с реальной жизнью?
Могут ли вырастать виноградные грозди на смокве? Нет. Но все ли смоквы, которые растут на дереве одинаково хороши на вид и на вкус? Тоже нет. Может ли из одного и того же источника течь сладкая и горькая вода? Конечно нет. Но всем ли она покажется одинаково сладкой? Нет, так как восприятие у всех разное.
Человеческое сердце может быть более мягким к одним и строгим к другим, но одновременно считать клевету или убийство добром и злом невозможно. Сердце человека может ошибиться, но корнем всего оказывается его самоопределение в вопросах добра и зла... Если человек выбирает добро и стремится во всем быть добрым — он может совершать ошибки, но в глубине сердца не изменять своему выбору... Причем, как многократно подчеркивает апостол: если человек думает сам или говорит другим, что он добр — он должен доказать это делами. При этом для апостола доброта соответствует мудрости, которая проявляется в очень знакомых и простых вещах: в чистоте сердца, в мирном настрое, в терпении и послушании воле Божьей, в милости... Мудрость истинная чужда вражды и лицемерия. Плоды праведности сеются и пожинаются теми, кто живет мирно.
К сожалению, обычно, мы не задумываемся над тем, каковы мы на самом деле. Хочется быть приличными, порядочными и, может быть, даже добрыми людьми. И слова апостола звучат для нас как вызов. Он будто спрашивает нас: если вы добры, откуда же в вас распри и вражда? И действительно, это очень важный вопрос. Чего в нашей жизни больше? Не слишком ли часто мы даем себе поблажки вместо того, чтобы навести порядок в своем сердце, не согласились ли мы с миром, не стали ли в этой дружбе враждовать против Бога? И если так, то что же нам остается? Что делать если мы с трудом находим силы для тех, попыток жить по-христиански, которые мы совершаем? Апостол, призывает положиться на Божию любовь и смириться, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема