Юноша и девушка, ровесники — двадцать два года, вчерашние дети. Высокий красавец Гриша Сивков, круглолицая зеленоглазая Катя Рябова. Неловкое знакомство на комсомольском вечере. Первый, такой же неловкий вальс: «Я совсем не могу танцевать. Трудно найти подходящую обувь...», — призналась Катя.
Второй раз их пути пересеклись через несколько месяцев, в кисловодском санатории. Они много гуляли, а говорить предпочитали о математике. Застенчивый парень подсовывал спутнице сложные задачки и с восхищением наблюдал как ловко она «раскалывала» любую. Катя не отставала, находила уравнения позаковыристее и хохотала, когда Гриша в растерянности потирал лоб.
Пора было уезжать, молодые люди договорились писать друг другу. Но возвращались они не домой...
Шёл тысяча девятьсот сорок третий год. Подошёл к концу короткий военный отпуск в недавно освобождённом Кисловодске. Григорий Сивков направлялся в двести одиннадцатый авиационный полк, Екатерина Рябова — в сорок шестой гвардейский.
Уроженец Пермского края, Гриша Сивков закончил политехнический институт и авиашколу, встретил войну в лётных частях. Катя Рябова, девочка из рязанского села, ушла на фронт с третьего курса мехмата Московского госуниверситета. А танцевать на том памятном вечере ей было трудно, потому что не нашлось на фронте кирзовых сапог тридцать пятого размера...
Сивков был командиром эскадрильи, летал на тяжелом бронированном самолёте Ил-Два. Штурмовики поддерживали наступление, отправлялись на передовую днём. Рябова служила штурманом эскадрильи в знаменитом женском полке ночных бомбардировщиков. На лёгких самолётах По-Два девушки ночью атаковали тыл врага. Вот где нужны были Катины математические способности: она отвечала не только за навигацию, но и за точность бомбардировки.
После встречи с Катей, Григорий Сивков записал в дневнике: «Нет, это всё далеко не случайно. Всегда мыслить вместе, жить одними интересами, учиться, добиваться, дерзать и всё — вдвоём. Это ли не счастье?»
Катя признавалась матери: «Друг, настоящий друг! Как интересно мне с ним, как много я узнаю от него».
Части Сивкова и Рябовой базировались неподалёку, но режим боевой работы не оставлял им шансов на встречу. И молодые романтики договорились об условном знаке.
Под утро, возвращаясь с боевого вылета, Рябова взяла курс на аэродром штурмовиков. На его краю уже светил фонарик. Катя увидела знакомую фигуру в кожанке. Пилот Марина Чечнева засмеялась: «Сейчас испортим колёсами его прическу. Будет знать, как приглашать в гости!». А у Рябовой защемило сердце: «Ждёт!». Марина помигала бортовыми огнями.
Это стало традицией. Григорий днём пролетал над женским полком, а ночью выходил встречать Катин самолёт.
В феврале сорок четвёртого Григорию Сивкову присвоили звание Героя Советского Союза. Через год Золотую Звезду получила и Екатерина Рябова. В то время женский полк базировался в Белоруссии, а Григорий воевал в небе Венгрии. Гриша писал Кате: «Эх, махнуть бы сейчас к вам да пролететь над тобой так, чтобы земля всколыхнулась, покачать крылом и хотя бы на миг увидеть тебя...».
Они поженились в июне сорок пятого. Первым делом оба продолжили учёбу. Гриша закончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, стал лётчиком-испытателем. Катя восстановилась в университете, защитила кандидатскую. В семье родились две дочери: Наталья и Ирина.
Жили так, как хотел Григорий: всё вместе. Всей семьёй садились заниматься: дочки делали домашнее задание, Екатерина Васильевна готовилась к лекциям, она преподавала в Военной инженерной академии. Григорий Флегонтович работал над диссертацией — жена поддержала его многолетнее стремление заняться наукой.
В тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году Екатерина Рябова скончалась. Григорий пережил жену на тридцать пять лет. Память об их любви сохранили дети и внуки. Однополчанка Татьяна Сумарокова написала о Григории и Екатерине книгу. Называется она символично — «Пролети надо мной после боя».
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.