
— Никуда ты не поедешь, потому что я всё равно её не приму.
— Не будет, Паша, этого. Не будет, Паша. Никогда.
Такое категоричное заявление сделала своему супругу, Павлу Олеванцеву Шура — героиня фильма Олега Бондарёва «Мачеха». Картина вышла в 1973-м, и стала лидером проката и лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». Безусловно, популярность ленте обеспечивало участие звезды советского кино, актрисы Татьяны Дорониной. Но тех, кто раскупал билеты, чтобы посмотреть фильм во второй, а то и в третий раз, без сомнения, привлекал в нём не только актёрский состав. «Мачеху» называли фильмом, который в хорошем смысле переворачивает душу. По воспоминаниям зрителей, многие выходили после сеансов с заплаканными глазами.
Чем же так трогала зрителей эта житейская, в общем-то, история? Главная героиня кинокартины узнаёт, что где-то в далёком северном посёлке у мужа, оказывается, есть восьмилетняя дочь. Она родилась ещё до знакомства Павла с Шурой, о её существовании не подозревал и сам Павел. Всё выяснилось только тогда, когда у Светы — так зовут девочку — скоропостижно умерла мама. Павел твёрдо решает ехать за дочерью. Шура в панике: у них и так двое детей. Только что получили новую квартиру — можно, наконец, съехать от ворчливой матери и зажить своим домом. Чужой ребёнок в эти её планы совсем не вписывался.
Фильма «Мачеха» снят по одноимённой повести писательницы Марии Халфиной. Эту повесть прочла на страницах журнала «Огонёк» Татьяна Доронина. Актрису настолько впечатлило произведение, что она загорелась идеей его киновоплощения. Доронина сама предложила материал Олегу Бондарёву и участвовала в написании сценария. Как признавался режиссёр, им хотелось сделать фильм психологическим, камерным, спокойным и несложным по форме. Снять картину о нравственных началах человека, а главное — о преображающей силе любви.
С этой задачей создатели фильма «Мачеха» справились в полной мере. Мы видим, как меняется героиня, когда впервые видит Свету — худенькую, молчаливую девочку, поражённую недавним горем от потери матери. Искреннее и доброе сердце Шуры, вопреки житейским обстоятельствам, сразу тянется к ребёнку. Женщина окружает Свету заботой, шьёт ей обновки, покупает игрушки. Но, несмотря на все старания, девочка не идёт на контакт, молчит, отворачивается, как только с ней заговаривают. Шуре приходится очень нелегко. Каждую минуту кажется, что героиня просто не выдержит, сорвётся, сдастся. Но Шура не сдаётся. И на недоумение мужа, полагающего, что нужно быть строже и требовательнее, отвечает так:
— Растение, когда пересаживают... Что нужно, чтобы оно росло? Время и тепло, чтобы прижилось это растение. А тут живой ребёнок...
Фильм снят в простой, последовательной повествовательной манере. В нём нет специфических киноприёмов. Зато присутствует эмоциональный накал, который делает картину «Мачеха» динамичной, яркой, не отпускающей от экрана буквально ни на секунду. Режиссёр Олег Бондарёв снял ленту о любви, которая по-евангельски долготерпит и милосердствует. После просмотра фильма остаётся чувство умиротворения. И верится, что на тихий подвиг любви способен каждый из нас.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема