«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Этот афоризм приписывают Шекспиру. А в обычной жизни эти слова как правило описывают две группы явлений: первая — все, что связано с человеческой неискренностью: лицемерие, действия напоказ, несерьезное отношение к делу или тупое исполнение заученной роли — словом, театр как отсутствие чего-то подлинного, настоящего. Казалось бы, ничего хорошего в таком тезисе нет.
Но вот мне афоризм про то, что «весь мир театр, а люди в нем актеры», кажется очень даже глубоким и по-своему христианским. Потому что он рифмуется с другим афоризмом, который звучит так: «Господь — великий режиссер». Мои верующие друзья часто произносят эту фразу в ситуации, когда разрозненные события складываются в одну цепочку и неразрешимая, казалось бы, проблема вдруг разрешается, причем в твою пользу.
В этом смысле весь мир — и вправду театр, потому что у него есть главный режиссер. А отношения хорошего режиссера и хороших актеров и вправду чем-то похожи на отношения Бога и людей. Без режиссера спектакля не получится — всегда нужен кто-то, у кого есть понимание общего, финального замысла. Актеры этого могут не видеть и отвечать только за свой узкий сегмент постановки, а задача режиссера — как раз видеть полотно в целом. Так и мы в своей жизни исходим только из того, что знаем и видим сами. А Бог видит и знает судьбу каждого — и каждого ведет своим путем.
Есть и еще один аспект. Плох тот актер, который не выполняет волю режиссера. Такой актер просто плохо работает. Но плох и тот актер, который механически выполняет указания режиссера и не пропускает их через фильтр своей фантазии, своей интуиции, своей души, своего «я». Только здесь — на стыке задумки режиссера и личности актера — рождается настоящая роль. Так и в наших отношениях с Богом. Плох тот христианин, который не старается следовать Божьей воле, не старается понять эту волю и исполнить ее. Но плох и тот христианин, который забыл о своей собственной воле — о своих личных усилиях, которые необходимо прикладывать на пути к Богу. Это очень похоже на то, что отцы Церкви говорят о спасении души. Душу может спасти только Бог, но без воли самого человека он этого не делает. Как будто перед тобой лежит громадная штанга, которую тебе нужно поднять, и Бог тебе говорит: не волнуйся, я подниму ее за тебя — но ты хотя бы возьмись за нее руками и потяни.
И наконец, главное. Чтобы спектакль сложился, надо, чтобы актер и режиссер были заодно, чтобы понимали, слушали и любили друг друга. У Бога с людьми ставки выше: нужно быть заодно с Богом — чтобы сложилась сама жизнь.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема