Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В сегодняшнем чтении апостол Павел рассуждает о вере в Бога. В качестве образца верующих людей он приводит патриарха Авраама и его жену Сарру. Чем же отличились эти двое?
Авраам был сыном зажиточного человека по имени Фарра, и жил вместе с отцом в одном из культурных центров древней Месопотамии, в городе Уре Халдейском. По каким-то причинам, о которых нам в точности неизвестно, они переселяются в город под названием Харран. Территориально он находился на юге современной Турции. Там Авраам живет в достатке и почете. Согласно древним преданиям, которые не вошли в библейский текст, он был очень зажиточным человеком. Какое-то время возглавлял дружину города Дамаск. Имел много слуг, рабов, скот, имущество. И вот на склоне лет, когда Аврааму исполнилось 75, к нему обращается Господь. Он призывает старца оставить все и идти в Палестину. И праведник слушается.
Нам сейчас очень сложно до конца оценить этот шаг. Сказать, что это выглядело со стороны как авантюра — значит ничего не сказать. И первая причина заключалась в том, что тот мир, в котором жил Авраам — это мир языческий. Даже если в семье патриарха хранилась память о Едином Боге, причудливым образом вера в него сочеталась с верой в других богов. Так, из самого Писания известно, что его отец, Фарра, как и многие жители Ура поклонялся богу луны по имени Нанна. Для человека той культуры политеизм — нечто привычное и обыденное. Но как тогда понять, какой именно бог обратился к тебе из множества других? Злой он или добрый? Может быть это демон захотел подшутить над старцем? Пойди туда, не знаю куда.
Вторая причина заключалась в том, что в древнем мире очень подозрительно относились к пришельцам. И сейчас мы не всегда их жалуем. Тем не менее, существуют определенные законы и нормы, которые их защищают. В те времена юридический статус путешественника, по сути, был равен статусу бесправного раба. Да и по дороге могло случиться все, что угодно. Кроме всего этого, необходимо учесть, что Авраам не просто переселяется с место на место. Он радикально меняет образ жизни. Из городского жителя на склоне лет становится номадом, то есть, кочевником. Несмотря на все это, он все же доверяет голосу и идет за ним. Он чувствует, что с ним говорит Тот, кого он всю жизнь искал и о Ком он, возможно, слышал древние предания.
Не стоит думать, что подвиг веры Авраама заключался только в этом поступке. После прихода в Палестину его испытания не заканчиваются. В той земле, которую ему обещал Бог, он становится странником. Скитается по ней в поисках пастбищ. Он даже вынужден покупать пещеру у местных племен для того, чтобы у его семьи было свое фамильное место захоронения. Но самое большое испытание заключалось в том, что у него нет наследника, а Сарра, любимая жена, в преклонных летах, да к тому же еще и бесплодна. И должно было пройти долгих 25 лет странствований и ожиданий, чтобы увидеть, как начинаются исполняться данные Богом обещания. От бесплодной и, как говорит сегодня апостол, омертвелого, рождается здоровый ребенок. Но даже на смертном одре Авраам и Сарра не видят исполнения всех обещаний до конца. Они умирают в надежде и с уверенностью, что все это сбудется. Все это и есть подвиг веры. Не терять надежду до конца, даже тогда, когда все обстоятельства подталкивают к обратному.
Ни Авраам, ни Сарра не ошиблись, доверившись Богу. Господь, как и обещал, произвел от них потомство бесчисленное как звезды на небе и как песок на морском берегу. Не ошибемся и мы, если так же доверимся Ему и сохраним веру в Его благой и удивительный Промысел о каждом из нас.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.