Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, посвящен теме жертвоприношения. Практически во всех религиозных традициях именно жертвоприношение является центром богослужебной жизни. С древнейших времен оно воспринималось как определенное пространство, в котором человек может вести диалог с божеством, своеобразный канал связи, который позволяет выйти в духовную реальность. С его помощью люди благодарили Бога, просили у него поддержки, каялись в своих грехах. Поэтому в жертву приносили только лучшее. Лучшие плоды, лучший скот, лучшее имущество. Наивысшей, совершенной жертвой считалась кровавая жертва. Именно о ней сегодня и рассуждает апостол Павел.
Он напоминает своим слушателям о древнем еврейском празднике, который называется Йом-Кипур, то есть, День Очищения или же День Искупления. Его смысл состоял в следующем. Как мы помним Израиль заключил с Богом завет, то есть союз. Согласно уговору, Господь обещал хранить Свой народ в ответ на то, что евреи будут тщательно соблюдать Его закон. Любое нарушение закона считалось грехом. За грех необходимо было принести жертву, что евреи и делали регулярно. Но, вдруг, кто-то из народа не хотел по своему нерадению или неверию каяться, или же просто забыл свои грехи? Именно по этой причине и был установлен День Очищения. Его кульминацией было храмовое богослужение. Первосвященник приносил в жертву тельца, собирал его кровь в специальный сосуд и после входил в помещение, доступ в которое на протяжении всего года был закрыт. Это помещение называлось Святая Святых. Это было сердце храма, в котором находился ковчег завета со скрижалями десяти заповедей Моисея. Кровью животного первосвященник кропил крышку ковчега, а потом и сам жертвенник, на котором приносили жертву. Считалось, что теперь храм и народ очищен от той греховной скверны, которая могла на нем оставаться, и отношения Израиля с Богом восстановлены.
По мысли апостола Павла, этот обряд несовершенен. Его было необходимо совершать каждый год, да и, кроме того, какой бы ритуал ни был красивый, возвышенный и торжественный он не мог окончательно преодолеть пропасть между Богом и человеком. Поэтому обряд Йом-Кипур для апостола — это бледная копия, предчувствие Голгофской жертвы, всего лишь тень того, что совершил Христос. На кресте Бог приносит в жертву Сам Себя, проливает Свою кровь, чтобы человеку был прощен его грех, и он смог вернуться к своему Творцу. Причем Спаситель приносит эту жертву единократно, но этого достаточно на все времена и для всех людей, какие бы тяжкие проступки они не совершили.
Так возникает совершенно новое пространство для диалога между человеком и Творцом. И все мы призваны к тому, чтобы принять в нем участие. По словам апостола Павла, человек усваивает плоды того очищения, которое совершил Христос, участвуя в таинствах Церкви, центральное из которых — Таинство Евхаристии, то есть Причастия. Именно здесь мы вкушаем Тело Христово и пьем Его кровь, без пролития которой, как говорит сегодня апостол, не бывает прощения грехов.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.