Кольский полуостров издавна заселяли саамы или лопари. Этот уникальный народ – загадка для этнографов. Саамы своеобразны во всем, веками тесно соседствуя с русскими, финнами, шведами, они непостижимым образом сохранили свою языковую и культурную неповторимость.
Народ-дитя – он не создавал империй, не завоевывал огромных территорий, не угнетал другие племена. Из поколения в поколение саамы занимались оленеводством, рыболовством и охотой, кочуя по суровым просторам Лапландии. Их всегда отличал мирный дух – может быть, поэтому они так легко приняли христианство в пятнадцатом веке, когда на Кольском полуострове выросли православные монастыри – Кандалакшский, Печенгский.
Суровый быт саамов выкован в борьбе со стихией. До своего обращения в христианство лопари не знали больших праздников, это было для них открытием. А самым любимым торжеством у саамов сразу же стала Пасха. И по сей день Воскресение Христово остаётся у них, пожалуй, самым почитаемым днём в году.
Праздник, как и положено, предваряет Великий пост. Но и он у саамов особенный. Основной продукт питания здесь – оленина, её ещё называют «саамской картошкой». А вот овощи на Кольском полуострове – продукт дорогой и дефицитный. И получается, что лопарям отказаться от обыденного мяса в пользу привозной морковки – примерно то же самое, как жителю средней полосы России поститься икрой без хлеба. Поэтому вопрос поста каждый решает для себя сам – кто-то переходит с оленины на рыбу, которая здесь столь же привычна, а кто-то просто старается есть поменьше.
В день праздника саамы стремятся попасть в церковь. Но не у всех есть такая возможность – из отдалённых посёлков бывает трудно добраться до храма. И тогда люди просто выходят из своих домов и на улице с молитвой встречают восход солнца.
На праздничном столе главным блюдом остаётся оленина. Разве что бульон в этот день готовят погуще, да понаваристей, из самых отборных кусков мяса. Ещё одно традиционно пасхальное блюдо – салат канньц. Мороженую ягоду воронику смешивают с топлёным нутряным оленьим жиром – говорят, вкусно и исключительно полезно!
В светлый понедельник саамы особо вспоминают Богородицу. Вторник и среда посвящены крёстным родителям. В четверг поминают усопших. Но поминают светло, без скорби, с надеждой на встречу в Вечной жизни, восклицая по-русски: «Христос Воскресе!»
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема