
Жили-были два брата-бедняка. Пошли они от нужды бродить по свету, и как-то нашли на дороге мешок. Открыли — а там золотые монеты и два драгоценных камня — рубина. Видно, мешок какой-нибудь богатый купец или разбойники потеряли.
— Исполнилось моё желание, отныне мне не придётся в нужде жить, — говорит старший брат. — Вернусь-ка я домой.
— А я пойду ещё немного поброжу по земле! — сказал младший брат.
Поделили братья между собой поровну найденное добро. Младший брат вручил свою часть старшему и говорит:
— Когда придёшь домой, передай моей жене деньги и мой рубин. Скажи ей, что я скоро вернусь.
Вернулся старший брат домой. Отдал он жене брата золотые монеты, а рубин себе оставил — жадность его заела.
Через год вернулся младший брат из странствия и не нашёл у своей жены драгоценного камня.
Спрашивает он брата:
— Где мой рубин?
— Отдал твоей жене, как ты сказал! — отвечает тот.
— А она говорит, что ты ей драгоценный камень не отдавал!
— Обманывает она тебя, — говорит старший брат.
Услышал это младший брат, и давай свою жену ругать, кулаками ей грозить. Побежала она к судье жаловаться. Призвал судья двух братьев и говорит старшему:
— Говори правду, отдавал ли ты год назад жене брата рубин или нет? А если отдавал, есть ли у тебя свидетели?
— Конечно, отдавал. У меня есть два свидетеля, — ответил старший брат.
— Позови их!
Представил старший брат судье двух подкупленных свидетелей. Дал им немного денег, они и сказали неправду.
Говорит судья младшему брату:
— Ищи свой рубин у жены! Твой брат ни причём, а эта коварная женщина тебя обманывает.
Услышала жена такой приговор судьи, заплакала. Выбежала из дома судьи, а как ей теперь к мужу возвращаться? Вспомнила женщина, что на окраине города живёт мудрый старец, который умеет отделить правду от лжи, и побежала к нему за помощью.
Призвал старец двух братьев и двух свидетелей, которые в суде показания давали. Посадил он их всех отдельно, дал им в руки по куску воска и велел каждому вылепить форму исчезнувшего рубина.
У обоих братьев рубины получились одинаковой формы, а у свидетелей — разной.
— Делай и ты! — сказал старец жене младшего брата.
— Как мне лепить, когда я рубина в глаза не видала! — удивилась женщина.
— Ты обманул своего брата, а это великий грех, — обратился тогда старец к старшему брату. — Ни эта женщина, ни твои свидетели никогда не видели рубина. Как же ты мог так бесчестно поступить?
Повинился старший брат и отдал рубин младшему брату.
Не даром говорят: сколько ни хитри, а правды всё равно не перехитришь.
(по мотивам индийской народной сказки)
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема