Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Еф., 233 зач., VI, 10-17.

Глава 6.

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С этим довольно непросто смириться, это весьма непросто принять, но путь христианина — это путь воина. Следования за Христом не подразумевает нейтралитета и отказа от ведения боевых действий. Нейтралитет означает поражение, то же самое означает и отказ от борьбы. Но с кем мы воюем? Кто тот враг, война с которым неизбежна? Апостол Павел дает ответ: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». С христианской точки зрения само слово «враг» может быть применено к человеку лишь отчасти, а истинные враги, враги в полном смысле этого слова — «духи злобы поднебесной». Если для среднестатистического человека это не вполне очевидно, то святые понимали это очень хорошо.

Для примера можно вспомнить историю, которая произошла со святителем Петром, митрополитом Московским, своей кульминации эта история достигла в Переславле-Залесском, именно здесь состоялся суд над святителем Петром. Причиной суда послужила кляуза на святого, которая была направлена в адрес Константинопольского патриарха Афанасия Тверским епископом Андреем. О содержании этой кляузы можно лишь догадываться, впрочем, возможно, что существуют исторические источники, которые говорят и о сути поклёпа, но жития святого митрополита ничего об этом не упоминают.

Патриарх Афанасий, после получения жалобы, не стал принимать каких-либо решений без проведения следственных действий и направил в Россию своих представителей для того, чтобы они разобрались со всем на месте. Был созван весьма представительный собор, на нём были архиереи, князья, наиболее авторитетные священники и игумены.

Исторические свидетельства едины: святитель Пётр не стал как-либо препятствовать работе суда, он не выстраивал какую-либо линию защиты, а принял всё так, как и подобает христианину — с глубоким смирением. Сохранились его слова, в которых он говорит, что он ничем не лучше пророка Ионы, и «если из-за меня такое волнение, то извергните меня из среды себя». Суд внимательно исследовал все материалы, провёл опрос свидетелей и пришёл к выводу, что направленный патриарху поклёп не имеет под собой оснований. Более того, суду удалось установить и автора кляузы — епископа Тверского Андрея.

Согласно церковным правилам, тот, кто обвиняет клирика в чём-либо в том случае, если это обвинение ложно, должен сам подвергнуться тому наказанию, которое предполагает вина преступления. Епископ Андрей должен был быть наказан, но за него заступился святитель Пётр, он сказал так: «мир тебе, чадо. Ты не виновен в сем, но древней завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог».

Собственно, именно так чаще всего и действуют «духи злобы поднебесной» — через людей. Люди — лишь орудия. Нам стоит об этом помнить, и помнить, что каждый из нас может стать таким орудием. А потому то и надо принять то «всеоружие Божие», которое детально описывает апостол Павел в сегодняшнем апостольском отрывке.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем