Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Думаю, всякий, кто разделяет общечеловеческие ценности, вне зависимости от того, верит он в Бога или нет, скажет, что перед каждым сознательным членом социума стоит важная задача — это преобразование окружающей действительности. Мы живем и трудимся для того, чтобы нашим детям, нашим родным и близким было уютно и комфортно. Однако все мы по-разному представляем себе, как именно необходимо изменять жизнь к лучшему. История человеческого рода показывает, что мы склонны это делать путем внешних реформ и преобразований. И логика здесь проста: если будут улучшены условия жизни, лучше станет и человек, лучше станет сама жизнь.
Библейское мироощущение ничего не имеет против того, чтобы улицы были чистые, дети не знали бы, что такое война и голод, а сирые и убогие имели бы поддержку со стороны государства. Еще в раю Бог дал Адаму заповедь, согласно которой он должен был хранить и возделывать райский сад. То есть, заботиться о том, что его окружает. А в пророческих книгах Ветхого Завета мы находим множественные призывы именно к социальной справедливости. Да и Новый Завет неоднократно об этом говорит. Так, например, апостол Иаков в своих посланиях призывает богатых не превозноситься над бедными. Но все же Священное Писание, а за ним и вся христианская традиция, делают акцент на другом. Они призывают нас обратить своё внимание на внутреннее. Преобразование мира, улучшение жизни наших близких начинается с преобразования собственной души. Подлинное преобразование действительности начинается с попытки воспитать в собственной душе такие качества как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.
Именно об этом говорит только что прозвучавший отрывок. Не случайно он читается в день памяти великого русского святого прп. Серафима Саровского. Это человек, который провел всю жизнь в суровом подвиге. То есть, он сознательно лишал себя того комфорта и тех радостей жизни, которых все мы добиваемся, пытаясь изменить мир вокруг себя. Однако благодаря этому он приобрел этот комфорт и радость в своем сердце, как духовное сокровище, так что весьма обеспеченные и состоятельные люди, действительно, сильные мира сего, приходили к нему, искать утешения и спасения от той внутренней пустоты, которая разрушала их жизнь. И каждого преподобный от полноты той любви и благодати, которая жила в его сердце, встречал словами: «Здравствуй, радость моя, Христос воскресе!» Присмотримся к этому опыту, дорогие друзья, может быть радость наших близких зависит не от того, что мы сможем эффективно устранить какую-то внешнюю проблему, но в первую очередь от того, что в нашей собственной душе поселились мир и покой? По крайней мере, именно так учил прп. Серафим. «Приобрети мирный дух, — говорил он, — и вокруг тебя спасутся тысячи».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.