
Два опытных историка-москвоведа — Сергей Шокарев и Дмитрий Ястржембский — написали книгу о примечательном доме «7а» на Никитском бульваре, — что стоит наискосок от кинотеатра «Художественный», через улицу Новый Арбат.
Книга называется «Дом Гоголя». В предисловии авторы объяснили название книги и вспомнили своего предшественника: ученого, поэта и художника Бориса Земенкова, автора книги 1954-го года — «Гоголь в Москве».
«...Немногие историко-архитектурные памятники могут похвастаться не просто связью с великими писателями, но такой ролью в их судьбе, таким участием в самых драматических моментах их жизни, что заслуженно получают у потомков имена этих классиков, будто бы они им принадлежали или были ими построены.
Борис Сергеевич Земенков, один из наиболее глубоких и последовательных историков литературных мемориальных домов, в числе своих наиболее важных принципов работы декларировал, что „за архитектурой, за пейзажем, за тонкой планировкой усадьбы или парка мы должны искать образ живого человека, творившего и мыслившего здесь“, что „памятник нужно изучать в связи с судьбой людей, живших в нем“. ...И что, наконец, „они — человек и дом — в памяти потомков и, значит, в трудах исследователей-историков должны стать навек неразделимы“...»
Книга историков Сергея Шокарева и Дмитрия Ястржембского (который и читал нам сейчас) дорога мне не только глубиной исторического исследования о Гоголе, но и твёрдым духовным вектором, без которого разговор об этом писателе невозможен. Добавлю, что авторы «Дома Гоголя» решительно присоединяют свои голоса к развенчанию застарелых наветов — на предсмертный круг общения Гоголя в его последнем пристанище: усадьбе государственного и церковного деятеля Александра Петровича Толстого.
Ведь именно здесь, страдающий многими терзаниями Николай Васильевич Гоголь нашел братскую любовь и заботу о себе... Читает историк-москвовед Сергей Шокарев:
«Гоголь поселился у Толстого в декабре 1848 года... „Александр Петрович живет так уединённо и таким монастырем, что и я, любящий тишину, переехал к нему“, — сообщает писатель в письме от 28 декабря, сразу после переезда на Никитский бульвар. Его адресат — священник Матфей Александрович Константиновский из уездного города Ржева Тверской губернии, с которым Гоголя познакомил Толстой. Имя этого человека, имевшего огромное влияние на Гоголя в последний год его жизни, еще не раз встретится в дальнейшем на страницах нашего повествования...»
Следующая моя закладка — это отрывок из единственного сохранившегося письма отца Матфея — рабу Божьему Николаю... Николаю Васильевичу Гоголю.
И снова читает Шокарев.
«...„Прошу вас, не унывайте — не отчаивайтесь, во всем благодушествуйте. Как можно, если не сердце, то, по крайней мере, ум ваш держите поближе к Иисусу Христу... Простите, возлюбленный о Господе! Боюсь что-то я за вас — не сборол бы вас общий враг наш. Но и чувствую вместе с тем какую-то надежду, и вы не посрамитесь пред Господом в день явления славы Его...“.
Это письмо, полученное Гоголем во время предсмертной болезни, по-видимому, сильно утешило его...»
…А книга историков Сергея Шокарева и Дмитрия Ястржембского «Дом Гоголя» раскрыла мне нынче, как говорил один писатель, «самую душу — души героя».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема