
В 1885-м году у казаков забайкальской станицы Краснояровской случился праздник, их посетил архиепископ Иркутский Вениамин. Пользуясь случаем, местный священник представил владыке десятилетнего мальчика-сироту Епифания Кузнецова:
— Владыка! Вот мальчик у нас, без отца и матери растёт. Любознательный, в храме поёт, помогает. Смиреннейше прошу Вас: благословите принять его в Нерчинское духовное училище, хотя бы на полуказённое содержание.
Епифаний стоял возле архиепископа на коленях, не смея заикнуться. И владыка благословил! Так решилась жизненная участь простого сироты-казачонка, которому суждено было стать архипастырем и мучеником. «Велика ко мне милость Божия!» — говорил об этом случае Епифаний много лет спустя.
Окончив училище, а затем Иркутскую семинарию и Казанскую духовную академию, он принял священный сан и в 1903-м году вернулся служить в родные места. Отец Епифаний стал сотрудником, а затем и руководителем Забайкальской духовной миссии с центром в Чите, созданной для проповеди православия среди бурят и эвенков.
Священник говорил: «Церковь всегда должна ставить перед собой задачи, связанные с главной целью её существования — спасением всего грешного человечества». Отец Епифаний постоянно беседовал с верующими, совершал объезды епархии, в том числе дальних миссионерских станов.
Особое внимание он обращал на проповедь среди бурят, многие из которых после выхода в 1905-м году указа о веротерпимости стали возвращаться к язычеству. Отец Епифаний любил бурят, отмечал в их характере «образцовую честность» и смирение. По инициативе отца Епифания в Чите было построено новое здание миссионерского училища на 150 учеников, в котором учились в том числе буряты.
Когда в 1910-м году на российский Дальний Восток хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, отец Епифаний начал проповедь среди них. К тому времени он овдовел и принял монашество с именем Ефрем. 29-го августа 1910-го года на реке Читинке отец Ефрем крестил шестьдесят пять корейцев. Это был настоящий праздник, сопровождавшийся общегородским крестным ходом в Чите. Крещения корейцев продолжались. На их языке отец Ефрем стал издавать журнал «Православие», а вскоре у него появились помощники — священники и катехизаторы из числа корейцев.
В 1916-м году отец Ефрем стал епископом Селенгинским, а вскоре для него, как и для всей Русской Церкви, наступило время исповедничества.
Владыка Ефрем участвовал в Поместном Соборе 1917-1918-го годов, на одном из его заседаний он назвал происходящее с Россией карой за отступничество от Бога. Революционеры считали епископа Ефрема злостным «реакционером». В июне 1918-го года он был арестован вместе со своими соратниками — выдающимися миссионерами Николаем Варжанским и протоиереем Иоанном Восторговым.
5-го сентября чекисты их расстреляли, перед казнью владыка Ефрем и отец Иоанн благословили тех, кого убивали вместе с ними.
В 2000-м году священномученик Ефрем Селенгинский был причислен к лику святых.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема