
В 1885-м году у казаков забайкальской станицы Краснояровской случился праздник, их посетил архиепископ Иркутский Вениамин. Пользуясь случаем, местный священник представил владыке десятилетнего мальчика-сироту Епифания Кузнецова:
— Владыка! Вот мальчик у нас, без отца и матери растёт. Любознательный, в храме поёт, помогает. Смиреннейше прошу Вас: благословите принять его в Нерчинское духовное училище, хотя бы на полуказённое содержание.
Епифаний стоял возле архиепископа на коленях, не смея заикнуться. И владыка благословил! Так решилась жизненная участь простого сироты-казачонка, которому суждено было стать архипастырем и мучеником. «Велика ко мне милость Божия!» — говорил об этом случае Епифаний много лет спустя.
Окончив училище, а затем Иркутскую семинарию и Казанскую духовную академию, он принял священный сан и в 1903-м году вернулся служить в родные места. Отец Епифаний стал сотрудником, а затем и руководителем Забайкальской духовной миссии с центром в Чите, созданной для проповеди православия среди бурят и эвенков.
Священник говорил: «Церковь всегда должна ставить перед собой задачи, связанные с главной целью её существования — спасением всего грешного человечества». Отец Епифаний постоянно беседовал с верующими, совершал объезды епархии, в том числе дальних миссионерских станов.
Особое внимание он обращал на проповедь среди бурят, многие из которых после выхода в 1905-м году указа о веротерпимости стали возвращаться к язычеству. Отец Епифаний любил бурят, отмечал в их характере «образцовую честность» и смирение. По инициативе отца Епифания в Чите было построено новое здание миссионерского училища на 150 учеников, в котором учились в том числе буряты.
Когда в 1910-м году на российский Дальний Восток хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, отец Епифаний начал проповедь среди них. К тому времени он овдовел и принял монашество с именем Ефрем. 29-го августа 1910-го года на реке Читинке отец Ефрем крестил шестьдесят пять корейцев. Это был настоящий праздник, сопровождавшийся общегородским крестным ходом в Чите. Крещения корейцев продолжались. На их языке отец Ефрем стал издавать журнал «Православие», а вскоре у него появились помощники — священники и катехизаторы из числа корейцев.
В 1916-м году отец Ефрем стал епископом Селенгинским, а вскоре для него, как и для всей Русской Церкви, наступило время исповедничества.
Владыка Ефрем участвовал в Поместном Соборе 1917-1918-го годов, на одном из его заседаний он назвал происходящее с Россией карой за отступничество от Бога. Революционеры считали епископа Ефрема злостным «реакционером». В июне 1918-го года он был арестован вместе со своими соратниками — выдающимися миссионерами Николаем Варжанским и протоиереем Иоанном Восторговым.
5-го сентября чекисты их расстреляли, перед казнью владыка Ефрем и отец Иоанн благословили тех, кого убивали вместе с ними.
В 2000-м году священномученик Ефрем Селенгинский был причислен к лику святых.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема