
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел говорит нам об Иисусе как о главном Откровении Бога о Самом Себе, которое получило человечество. Бог избрал неожиданный формат языка для того, чтобы объяснить людям, каков Он на самом деле: не словами, не изощрёнными философскими формулировками, не посредством изящных искусств — а просто став человеком, из таких же плоти и крови, как и у каждого из нас. «Прииди и виждь» — красной нитью проходит сквозь всё евангельское повествование. О Христе недостаточно говорить: Его надо ощутить, увидеть непосредственно, пережить Его присутствие. Отсюда начинается очевидность Бога как самой главной реальности для человека: реальности, познакомившись лицом к лицу с которой, отпадает потребность в доказательствах.
Христианство переквасило античный мир именно благодаря силе своей «показательности»: разница между теми, кто ищут Бога — язычники ли, иудеи ли — и теми, кто Его нашёл — была слишком очевидной. «Откуда у них столько любви друг ко другу?» — это изумление античного мира при взгляде на христиан было всеобщим. Это было не меньшее изумление, как если бы мы увидели в «красной зоне» больницы человека без всяких индивидуальных средств защиты — и при этом абсолютно здорового. «Откуда у него такая устойчивость к столь агрессивному вирусу?» — спросили бы мы. «Может, у него какая-то невероятной силы прививка?»
Не менее удивляло окружающих способность христиан сопротивляться тому, перед чем оказывались уязвимыми все — от бедняков до аристократии — распущенности, обману, отчаянию, жестокости, своекорыстию. На фоне стоиков христиане выглядели какими-то загадочными «сверхфилософами» — которые получили этот «духовный иммунитет» к мирским страстям не в результате многолетних упражнений, а даром.
Но «духовная прививка» христиан — в отличие от обычной вакцины — не действует «автоматически». Вера без усилия не живёт: она неизбежно превращается в видимость, «кажимость» — о носителях такой веры апостол с горечью пишет в послании к Титу: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:6). Главное усилие веры — это решимость быть верным Богу, верным той тональности Духа, которую и явил нам в Своей жизни Христос Спаситель! Отсюда, из Духа, Которым живёт человек, словно из глубинных недр, проистекает всё остальное: и мысли, и чувства, и дела. Если этот источник чист — на что и следует направлять в первую очередь усилия — то и производное также будет чистым и правильным.
Желаю всем в преддверии Рождества Христова прежде всего заглянуть каждому внутрь себя, в свой глубокий «колодец Духа» — и проверить, чиста ли и спокойна в нём водная гладь — чтобы неискажённо отразить пришествие в мир Божественного Света!
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова