Как Диоскор гордился своей дочерью Варварой! Красивее её не было девицы во всем Илиополе Финикийском! Родительское тщеславие грело душу отца, а перспективы будоражили воображение. Он представлял, как дочь составит выгодную партию, и может быть, войдёт в родство с самим императором Максимианом — его племянник немного старше Варвары, и еще не женат.
Чтобы уберечь своё сокровище от соблазнов, Диоскор поселил её в высокой башне — с комфортом, но в полной изоляции от людей. Девушка выходила из заточения редко, и только под присмотром строгого родителя. Дни протекали однообразно, но нельзя сказать, чтобы Варвара скучала. Она любила, замерев у окна, смотреть на небо. Рассветы и закаты расплёскивали свою палитру, кудрявые облака водили причудливые хороводы, звёзды вспыхивали под вечер и таяли в утреннем тумане — и девушка чистым сердцем сопереживала бесконечному празднику природы. «Кто же подарил мне эту радость? Кто создал такую красоту? Кто устроил все так разумно и так прекрасно?», — Варвара чаяла узнать Творца, чтобы принести Ему благодарность. Отец на неё за это сердился.
— Не терзай себя пустыми вопросами, Варвара! Мир создали боги, и если ты хочешь отблагодарить их, то принеси положенные жертвы. Воскури фимиам — и успокойся!
Варвара разглядывала идолов, коими был полон отцовский дом, и смущалась. Не могли эти бездушные истуканы с пустыми глазницами сотворить мир, пребывающий в постоянном движении, вечно обновляющийся и прекрасный.
Диоскор между тем начинал волноваться, что дочь его не стремится покинуть свою светлицу. Когда он заводил речь о замужестве, она начинала плакать или замыкалась в себе. «Не сошла ли она с ума? — тревожился родитель, — не перегнул ли я палку, полностью изолировав дочь от людей?». Диоскор решил позволить Варваре выходить в город на прогулки. «Найдёт подруг, они станут хвастаться женихами, и ей тоже захочется замуж. А уж за кого выйти, я ей выбрать помогу», — питал он надежды.
Варвара, выйдя из заточения, действительно, вскоре обрела подруг. Но вовсе не тех, что грезились её отцу. Шумным улицам Илиополя девушка предпочитала его тихие окрестности. Здесь в пещерах тайно собирались христиане — среди них Варвара и нашла себе собеседниц. Дочь Диоскора поведала ровесницам-христианкам о своем восхищении миром, который раскрывался перед ней за окном башни. В ответ они рассказали ей о Создателе неба и земли, Боге Троице — Отце, Сыне и Святом Духе. Больше всего в их рассказе Варвару потрясла Весть о Божием Сыне Иисусе Христе. Он родился Человеком, был Распят на Кресте и Воскрес, чтобы люди, погрузившиеся в омут греха и смерти, могли вернуться ко Творцу, Источнику Вечной жизни.
Диоскор в то время строил в своем имении роскошную баню. В плане здание имело два окна, но Варвара, когда отец отлучился, попросила рабов устроить и третье. Диоскор, вернувшись, призвал дочь к ответу за самоуправство.
— Что за фантазии, Варвара? Проект был великолепен. К чему тут третье окно?
— Во всем должен быть смысл, папа. Три окна я пожелала устроить во славу Бога Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Разве не славно, что, принимая омовение, мы будем глядеть на солнечные лучи, льющиеся с трех сторон, и очищать душу размышлениями о божественном Троическом свете?
— Ты... христианка?? Моя дочь — христианка??
Диоскор взревел, как дикий зверь. Варвара стояла спокойно, смотрела на отца прямо и отвечала негромко.
— Да, я христианка. Я приняла святое Крещение, и вера в Иисуса Христа — самое дорогое, что у меня есть в жизни.
Глаза Диоскора налились кровью. Схватив топор, он бросился на дочь, но та успела скрыться. Ревностный язычник ненавидел христиан, считая их врагами Римской империи, и эта ненависть была в нем сильней, чем любовь к дочери. Несколько дней Варвару искали и, наконец, схватили. Девушку подвергли изощренным пыткам, заставляя отречься от Христа, но она с молитвой прошла через все испытания. В бессильной злобе Диоскор занёс над дочерью меч.
— Ну что ж, тогда я предам тебя смерти!
Но перед тем, как упасть к ногам палача, Варвара успела произнести
— Да будет воля Отца и Сына, и Святого Духа!
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение