
Как Диоскор гордился своей дочерью Варварой! Красивее её не было девицы во всем Илиополе Финикийском! Родительское тщеславие грело душу отца, а перспективы будоражили воображение. Он представлял, как дочь составит выгодную партию, и может быть, войдёт в родство с самим императором Максимианом — его племянник немного старше Варвары, и еще не женат.
Чтобы уберечь своё сокровище от соблазнов, Диоскор поселил её в высокой башне — с комфортом, но в полной изоляции от людей. Девушка выходила из заточения редко, и только под присмотром строгого родителя. Дни протекали однообразно, но нельзя сказать, чтобы Варвара скучала. Она любила, замерев у окна, смотреть на небо. Рассветы и закаты расплёскивали свою палитру, кудрявые облака водили причудливые хороводы, звёзды вспыхивали под вечер и таяли в утреннем тумане — и девушка чистым сердцем сопереживала бесконечному празднику природы. «Кто же подарил мне эту радость? Кто создал такую красоту? Кто устроил все так разумно и так прекрасно?», — Варвара чаяла узнать Творца, чтобы принести Ему благодарность. Отец на неё за это сердился.
— Не терзай себя пустыми вопросами, Варвара! Мир создали боги, и если ты хочешь отблагодарить их, то принеси положенные жертвы. Воскури фимиам — и успокойся!
Варвара разглядывала идолов, коими был полон отцовский дом, и смущалась. Не могли эти бездушные истуканы с пустыми глазницами сотворить мир, пребывающий в постоянном движении, вечно обновляющийся и прекрасный.
Диоскор между тем начинал волноваться, что дочь его не стремится покинуть свою светлицу. Когда он заводил речь о замужестве, она начинала плакать или замыкалась в себе. «Не сошла ли она с ума? — тревожился родитель, — не перегнул ли я палку, полностью изолировав дочь от людей?». Диоскор решил позволить Варваре выходить в город на прогулки. «Найдёт подруг, они станут хвастаться женихами, и ей тоже захочется замуж. А уж за кого выйти, я ей выбрать помогу», — питал он надежды.
Варвара, выйдя из заточения, действительно, вскоре обрела подруг. Но вовсе не тех, что грезились её отцу. Шумным улицам Илиополя девушка предпочитала его тихие окрестности. Здесь в пещерах тайно собирались христиане — среди них Варвара и нашла себе собеседниц. Дочь Диоскора поведала ровесницам-христианкам о своем восхищении миром, который раскрывался перед ней за окном башни. В ответ они рассказали ей о Создателе неба и земли, Боге Троице — Отце, Сыне и Святом Духе. Больше всего в их рассказе Варвару потрясла Весть о Божием Сыне Иисусе Христе. Он родился Человеком, был Распят на Кресте и Воскрес, чтобы люди, погрузившиеся в омут греха и смерти, могли вернуться ко Творцу, Источнику Вечной жизни.
Диоскор в то время строил в своем имении роскошную баню. В плане здание имело два окна, но Варвара, когда отец отлучился, попросила рабов устроить и третье. Диоскор, вернувшись, призвал дочь к ответу за самоуправство.
— Что за фантазии, Варвара? Проект был великолепен. К чему тут третье окно?
— Во всем должен быть смысл, папа. Три окна я пожелала устроить во славу Бога Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Разве не славно, что, принимая омовение, мы будем глядеть на солнечные лучи, льющиеся с трех сторон, и очищать душу размышлениями о божественном Троическом свете?
— Ты... христианка?? Моя дочь — христианка??
Диоскор взревел, как дикий зверь. Варвара стояла спокойно, смотрела на отца прямо и отвечала негромко.
— Да, я христианка. Я приняла святое Крещение, и вера в Иисуса Христа — самое дорогое, что у меня есть в жизни.
Глаза Диоскора налились кровью. Схватив топор, он бросился на дочь, но та успела скрыться. Ревностный язычник ненавидел христиан, считая их врагами Римской империи, и эта ненависть была в нем сильней, чем любовь к дочери. Несколько дней Варвару искали и, наконец, схватили. Девушку подвергли изощренным пыткам, заставляя отречься от Христа, но она с молитвой прошла через все испытания. В бессильной злобе Диоскор занёс над дочерью меч.
— Ну что ж, тогда я предам тебя смерти!
Но перед тем, как упасть к ногам палача, Варвара успела произнести
— Да будет воля Отца и Сына, и Святого Духа!
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.