
Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол призывает своих читателей поверить в скорое второе пришествие Христово. Читать подобные вещи через две тысячи лет довольно странно, ведь из текста очевидно, что автор ждет прихода Спасителя еще при своей жизни и настраивает на это учеников.
Как же все это понять?
Обратившись к Евангелию, мы увидим, что Христос настойчиво уговаривает учеников быть бдительными. Он говорит им об этом, как иносказательно в притчах, так и предупреждает открытым текстом. Почему для Него это важно? Потому что эта вера изменяет жизнь учеников, делает их вдумчивыми и собранными, и всегда готовыми ко ответу. Кому-то кажется, что человеку было бы легче, знай он конкретные сроки... Но стоит задать вопрос: легче для чего? Для того, чтобы до возвращения Христа жить как хочется? Но разве нам важно быть учениками только при проверке? Конечно, нет. Мы прекрасно знаем, что заповеди, которые Христос нам сообщил должны стать заповедями для нашего сердца, что сделать непросто. При этом, когда апостолы спросили Его о сроках, Он указал им на границы их знания и их компетенции. Он сказал им: «Не ваше время знать времена и сроки». Перед ними другие задачи, они должны просветить мир, а не предупредить всех о сроках... А когда Бог придет? Совершенно очевидно — тогда, когда это будет целесообразно.
Собственно, этой логикой и пользуется апостол, когда говорит ученикам о необходимости веры здесь и сейчас. Бог знает, когда Он придет, но нам важно жить по вере всегда, вне зависимости от сроков.
Конечно, при этом всегда находятся люди, которые колеблются, и Бог говорит, что Он не благоволит к таковым. Почему?
Очень просто, потому что сомневающийся может подвести в самый ответственный момент. Да и в чем цена веры, говоря о которой невозможно понять верит человек к данный момент или нет.
Апостол дает свое определение вере — она есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Уже по первой части фразы понятно, что вера связана с реальностью происходящего, с тем, что ожидаемое осуществляется, то есть проявляется в жизни. Но вторая часть еще интереснее, так как дословно апостол пишет, что вера не просто уверенность в невидимом, но «доказательство дел невидимых». Она не столько проявление нашей психики, не просто уверение самого себя в том, что невидимое существует... Напротив, верующий живет так, что в его жизни невидимое становится действенным, проявляется как вполне реальное. Подобным образом вера проявлялась в жизни известных праведников Авеля, Еноха, Ноя... Но начинается она с того, что человек ищет Бога, желает, чтобы Тот был... И получает утешение на этом пути.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема