«...Если говорить о моем личном движении — с чего оно началось и как оно пошло, то... Мы ехали в автобусе мимо нашего храма, который издает наш журнал — это храм иконы Божией Матери „Знамение“ в Ховрине... Он только-только восстанавливался. Мы зашли в него. Я увидел газету в этом храме — под названием „Лампада“. И вот тут у меня, как у старого боевого коня, — во мне всё встрепенулось. Я думаю: ну как же — наверняка я должен пойти к настоятелю и предложить — уж я-то в этом деле разбираюсь... Он откликнулся, и очень живо. И так вот началась, собственно, моя эта жизнь. Но я тогда даже не понял, в какую реку я вступил. Потому что одно дело, когда я, так сказать, сам иду своей дорогой — воцерковляюсь, расту духовно или не расту... А другое дело, когда делаю газету, то есть я должен что-то нести — другим. А кто я такой, что я такое...»
Это был голос старейшего российского журналиста, писателя и редактора Павла Демидова, автора мемуарной книги «Путь», — выпущенной весной 2019-го года столичным издательством «Меринос». Павел Павлович успел подержать своё заветное книжное творение в руках, и в эти же весенние дни отошёл к Господу — на 88-м году долгой, подвижнической жизни. Православный журнал «Лампада», который Демидов делал с конца прошлого века — вослед одноимённой газете — теперь редактирует его сын. Духовный огонёк, зажжённый «Лампадой», горит.
В мемуары Павла Демидова, который он поначалу хотел назвать «Метанойя» (то есть — перемена сознания), — я не стал вкладывать сегодня закладку.
Не стал, наверное, потому, что автобиографический роман «Путь» — и есть удивительная «закладка» в книге Божественного промысла, обустроившего судьбу этого человека.
К моей радости, многолетний журналист «Известий» и «Советской России», телевизионщик и сценарист документального кино Павел Павлович Демидов дважды гостил в эфире радио Вера. Он подробно рассказывал о себе и своей жизни — внешней и внутренней — в программе «Светлый вечер с Петром Алешковским», осенью 2018-го года. Их беседы хранятся на нашем интернет-сайте, откуда я взял для сегодняшней программы фрагменты двух демидовских монологов.
«...Хотя эта книга во многом связана с прошлым, — пишет Павел Демидов во вступлении к своему „Пути“, — она все же больше о настоящем и даже о будущем. Потому что посвящена событию, полностью изменившему мою жизнь... Чудо обретения Бога как мною, так и тысячами и тысячами моих современников, можно сказать, стало таким же символом эпохи, как когда-то символом эпохи были гонения за веру. Как мы приходим сегодня к Богу, через какие тернии пробиваемся к свету Вифлеемской звезды?..» Конец цитаты.
Младший друг и соратник Демидова, литератор и журналист Дмитрий Шеваров написал в своих заметках памяти Павла Павловича так: «...Несколько лет подряд я убеждал тебя, что твоя жизнь — это готовая книга. И как я был счастлив узнать, что ты ее написал и что она выходит. Полностью я прочитал ее только после твоего ухода и должен сказать тебе, что сравнить ее не с чем. Из любого ряда она выбивается. Прежде всего — по своей исповедальности. Причем лишенной всякого пафоса, всякого запоздалого биения в грудь и экзальтированного сокрушения. Очевидно, это твой главный духовный дар — быть исповедником....»
Конец цитаты, и давайте снова услышим голос автора книги «Путь».
«...Когда я сегодня смотрю на свою жизнь, — а теперь мне на неё немножко легче смотреть, потому что она у меня оказалась теперь как-то так „упакованной“ в книжке... — то я понимаю, что это течение всей моей жизни шло по руслу, которое не случайно прокладывалось. Оно прокладывалось кем-то... Теперь я знаю, Кем оно прокладывалось. Я понимаю, в какую сторону оно прокладывалось...»
Царствие Небесное и светлая память — журналисту, писателю и редактору Павлу Павловичу Демидову. Его лампада продолжает светить многим и многим.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.