«…Мать о. Василия вспоминала потом: “Уж до чего он батюшку Амвросия любил, а об Оптинских старцах не мог говорить без слез”. И перед Пасхой произошло вот что: днем в центральный алтарь пришел от алтаря Амвросиевского придела взволнованный отец Василий, сказав находившемуся здесь игумену Ф.: “Батюшка, ко мне сейчас преподобный Амвросий приходил”. Игумен, человек духовно опытный, испытующе посмотрел на него, взвесил все и, приняв решение, по-святоотечески смирил: “Да ну тебя. Скажешь еще!” Отцу Василию был дан урок смирения, и он смирился, не рассказывая об этом больше никому.
В книге преподобного Исаака Сирина “Слова подвижнические” есть глава “О третьем способе вражеской брани с сильными и мужественными”, где речь идет о подвижниках, уже стяжавших силу от Господа. Именно этих людей враг старается уловить тонкой лестью, давая им откровения о будущем через явления Ангелов и святых».
Христос воскресе!
Сегодня, в пасхальном выпуске «Закладки», с нами – дорогая сердцу многих – книга Нины Павловой «Пасха Красная. О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года». Александр Андриенко читал нам из повествования об иеромонахе Василии, павшем от руки обезумевшего богоборца.
Освоившие подвижнический труд рабы Божией Нины; труд, на который автора благословил архимандрит Кирилл Павлов, – молимся о его здравии! – знают и помнят, что «Пасха Красная» полна удивительными духовными свидетельствами, откровениями, прозрениями, – указывающими на то, кем были и кто есть – честны́е отцы Василий, Ферапонт и Трофим. Среди свидетельств немало таких, которые подтверждают их сегодняшнюю молитвенную заботу о нас, рассказывают о драгоценном духовном общении с нами, многогрешными мирянами.
Вернусь к закладке: «…отцу Василию был дан урок смирения, и он смирился, не рассказывая об этом больше никому».
В эти светлые пасхальные дни, книга Нины Павловой подвигла меня к дерзновенным размышлениям о нашем маловерии. Оптинские новомученики, свершившие свой подвиг, гораздо лучше нас знали об этой немощи.
…А ведь мы без конца (я о себе говорю) готовы толковать как раз о том, что легко именуем откровением и знамениями, говорить много и горячо, наполняясь гордостью своей «информированностью», своей «просвещенностью».
…Мы даже дерзаем верить в силу собственной молитвы, забывая о том, что всё движется лишь благодатью Божией, забывая евангельское: «…так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им (ученикам): человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (От Матфея, глава 19-я, стих 25-й-26-й).
За собою я не раз уже подмечал: обсуждением некоторых событий нашей жизни, которые дерзал и дерзаю считать «чудесами» я заменяю молитву и чтение Евангелия… А помолившись с усердием перед трудным делом и благополучно свершив его, могу сказануть про себя такое: это по молитве моей Господь пода́л.
А ведь Господь если подал, так лишь по милости к немощам. Да что́ говорить!
Сказано было: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (глава 10-я, стих 16-й).
И сразу – дальше: «Остерегайтесь же людей…» – и читаем до конца главы.
…Кланяюсь Нине Павловой за её книгу, за смиренное, взвешенное вступление к ней, и возвращаюсь к «Пасхе Красной».
«Иеромонах Василий. “Се восходим во Иерусалим”»:
«Вот характерная черта трех оптинских братьев – монашеское трезвение с сознанием своего недостоинства каких-либо откровений свыше. О случаях чудесной Божией помощи в Оптиной рассказывают многие, но трое новомучеников умалчивали о том. Выходит, всем помогает Господь, а им нет? Но ведь так не бывает, и причина умолчания тут иная.
Рассказывает А.Т.: “Как-то в келье о. Василия я завел разговор о стяжании благодати и даров Духа Святого. А о. Василий сказал:
– Мы монахи последних времен и духовных дарований нам не дано. Нам их не понести. Наше дело - терпеть скорби.
– А как их, батюшка, терпеть?
– А как боль терпят? Стиснул зубы, намотал кишки на кулак и терпи. Представляешь, что будет, если нам явится Божия Матерь? Впадем в прелесть, и все”.
Однако продолжим хронику событий перед Пасхой…»
С великим праздником Светлого Христова Воскресения, дорогие!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов