
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85
— Что нам с этого Рождества? Много ли оно тебе дало?
— На то они и праздники, чтобы нас одолевали хлопоты и пустели карманы. Но Рождество — особый день. День, когда каждому из нас дана возможность заметить ближнего своего и возлюбить его как попутчика на тот свет, а то каждый сам по себе идёт своей дорогой! И оттого, дядя, хоть знаю, Рождество мне не прибавит ни злата, ни серебра, ни меди, а всё же в нём есть польза, и славься святой праздник!
Фильм Роберта Земекиса «Рождественская история» — про Рождество, точнее сказать, про дух Рождества, о котором в картине прекрасно говорит племянник дядюшки Скруджа — главного персонажа этой удивительной и поучительной истории. Эбэнэзер Скрудж категорически не признаёт Рождество. Он ненавидит праздничную суету. Всё, что не приносит прибыли, для него глупо и не имеет смысла.
— Что тебе-то проку от Рождества без пенни в кармане? Торжествуешь, что ещё один год ушёл, а ты ничуть не богаче? Да будь на то моя воля, я бы всех ослов, что поздравляют друг друга с Рождеством, выгнал бы тотчас на площадь и поджарил бы на костре...
Скрудж презирает бедность, но при этом живёт как бедняк, экономя даже на освещении и тепле. Лицо его, как, впрочем, и весь облик, выражают злобу и ненависть ко всему миру. Несложно понять, что Скрудж, сам того не замечая, мёртв уже при жизни. Однако в финале ему всё же суждено осознать пустоту своего существования. Что же спасает Скруджа? Божья милость, посылающая к живому мертвецу вестника с того света — компаньона Марли. Но Скруджа также спасает святость его собственных воспоминаний — детства, юности, тех мест, где он был счастлив, и людей, которые были ему дороги, но которых он забыл, которыми пожертвовал ради успеха в денежных делах. Три таинственных призрака являются ему в ночь перед праздником: Дух прошлого Рождества показывает Скруджу его детство, юность, Дух настоящего Рождества открывает ему глаза на то, как сейчас живут близкие ему люди и, наконец, несчастному является сама Смерть, и тут-то ему становится в полной мере очевидны его собственная мерзость и никчёмность. И вот Скрудж под впечатлением увиденного просыпается и рвёт цепи старого, чтобы стать наконец самим собой — весёлым, добрым холостяком, способным по милости Божией переписать книгу своей жизни.
— А на будущее Рождество я жду в гости! Зову всех! Я не буду скупиться! Ведь на тот свет денег с собой не взять!
«Рождественская история» Роберта Земекиса — восемнадцатая экранизация «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса, замечательная тем, что в ней впервые используется формат 3D. Новые технологии позволяют любоваться панорамными видами всего города. Мы как будто летим над печными трубами и крышами старинного Лондона. Кроме того, стоит упомянуть, что главную роль в фильме досталась знаменитому Джиму Керри, которому, благодаря используемой технике компьютерной анимации, пришлось сыграть помимо Скруджа ещё 4 роли, причём ни в одной из них его узнать невозможно. В фильме заняты также Гэри Олдмэн (он столь же неузнаваем в трёх своих ролях), Колин Фёрт и Робин Райт Пэнн.
Смотреть «Рождественскую историю» можно и нужно не только под Рождество. Образная и эмоциональная глубина фильма, юмор или леденящий душу ужас некоторых мистических сцен, и, наконец, очистительная радость до слёз в конце фильма — всё здесь чудесным образом объединено одной целью: показать, что главное — не деньги, а милосердие, помощь, добро, любовь к людям, и что пока мы живём, никогда не поздно проснуться от своей душевной спячки и начать жить в соответствии с духом Рождества!
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема