
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85
— Что нам с этого Рождества? Много ли оно тебе дало?
— На то они и праздники, чтобы нас одолевали хлопоты и пустели карманы. Но Рождество — особый день. День, когда каждому из нас дана возможность заметить ближнего своего и возлюбить его как попутчика на тот свет, а то каждый сам по себе идёт своей дорогой! И оттого, дядя, хоть знаю, Рождество мне не прибавит ни злата, ни серебра, ни меди, а всё же в нём есть польза, и славься святой праздник!
Фильм Роберта Земекиса «Рождественская история» — про Рождество, точнее сказать, про дух Рождества, о котором в картине прекрасно говорит племянник дядюшки Скруджа — главного персонажа этой удивительной и поучительной истории. Эбэнэзер Скрудж категорически не признаёт Рождество. Он ненавидит праздничную суету. Всё, что не приносит прибыли, для него глупо и не имеет смысла.
— Что тебе-то проку от Рождества без пенни в кармане? Торжествуешь, что ещё один год ушёл, а ты ничуть не богаче? Да будь на то моя воля, я бы всех ослов, что поздравляют друг друга с Рождеством, выгнал бы тотчас на площадь и поджарил бы на костре...
Скрудж презирает бедность, но при этом живёт как бедняк, экономя даже на освещении и тепле. Лицо его, как, впрочем, и весь облик, выражают злобу и ненависть ко всему миру. Несложно понять, что Скрудж, сам того не замечая, мёртв уже при жизни. Однако в финале ему всё же суждено осознать пустоту своего существования. Что же спасает Скруджа? Божья милость, посылающая к живому мертвецу вестника с того света — компаньона Марли. Но Скруджа также спасает святость его собственных воспоминаний — детства, юности, тех мест, где он был счастлив, и людей, которые были ему дороги, но которых он забыл, которыми пожертвовал ради успеха в денежных делах. Три таинственных призрака являются ему в ночь перед праздником: Дух прошлого Рождества показывает Скруджу его детство, юность, Дух настоящего Рождества открывает ему глаза на то, как сейчас живут близкие ему люди и, наконец, несчастному является сама Смерть, и тут-то ему становится в полной мере очевидны его собственная мерзость и никчёмность. И вот Скрудж под впечатлением увиденного просыпается и рвёт цепи старого, чтобы стать наконец самим собой — весёлым, добрым холостяком, способным по милости Божией переписать книгу своей жизни.
— А на будущее Рождество я жду в гости! Зову всех! Я не буду скупиться! Ведь на тот свет денег с собой не взять!
«Рождественская история» Роберта Земекиса — восемнадцатая экранизация «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса, замечательная тем, что в ней впервые используется формат 3D. Новые технологии позволяют любоваться панорамными видами всего города. Мы как будто летим над печными трубами и крышами старинного Лондона. Кроме того, стоит упомянуть, что главную роль в фильме досталась знаменитому Джиму Керри, которому, благодаря используемой технике компьютерной анимации, пришлось сыграть помимо Скруджа ещё 4 роли, причём ни в одной из них его узнать невозможно. В фильме заняты также Гэри Олдмэн (он столь же неузнаваем в трёх своих ролях), Колин Фёрт и Робин Райт Пэнн.
Смотреть «Рождественскую историю» можно и нужно не только под Рождество. Образная и эмоциональная глубина фильма, юмор или леденящий душу ужас некоторых мистических сцен, и, наконец, очистительная радость до слёз в конце фильма — всё здесь чудесным образом объединено одной целью: показать, что главное — не деньги, а милосердие, помощь, добро, любовь к людям, и что пока мы живём, никогда не поздно проснуться от своей душевной спячки и начать жить в соответствии с духом Рождества!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов