Прежде, чем прозвучит наша закладка, оговорюсь: русская книга, о которой пойдет речь, подготовлена к изданию на самом краю нашего отечества – в приморском Владивостоке. Это десятое ¬по счету издание легендарных посмертных записок адмирала Геннадия Невельского названных «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России». Книга выпущена в год 200-летнего юбилея со дня рождения её автора, без героических трудов которого восточные границы нашей страны могли быть иными, – коротко говоря, без Приамурья и Сахалина.
Самое же первое издание записок адмирала состоялось в далёком 1878-м.
Весенними же днями 2014-го, когда я получил эту книгу и сел за неё, изумляясь полиграфическому качеству и аппарату красочных фолиантов, в Москву приехал за наградой, присужденной двухтомнику, его издатель – Александр Колесов, главный редактор и директор легендарного дальневосточного «Рубежа».
…Завершая свой труд, Геннадий Иванович Невельской взялся подвести черту, торжественно поясняя самую суть немеркнущего в веках подвига своих соратников-офицеров. Он рассказал о рискованных военных постах, напомнил о найденных под сахалинской землею природных богатствах, поведал о внимании к обычаям инородцев, о сложившемся русском влиянии, – обо всём, что убедило генерал-губернатора воспринять эту землю – цитирую – «как бы давно принадлежавшею России».
Я не смог отказать в удовольствии, послушать чтение из финала записок адмирала Невельского именно в исполнении его сегодняшнего издателя и записал Колесова прямо на улице, в центре столицы, под шум большого города.
«…Наконец, они, всеми упомянутыми действиями своими, совершенными вне данных им повелений, единственно по усмотрению и под свою ответственность, фактически доказали правительству, что только в при-амурском и при-уссурийском бассейнах с омывающим их морем и возможно создать надлежащее политическое значение России на отдаленном ея Востоке и школу для образования экипажей нашего флота…»
Подчеркну, что впервые – за сто тридцать шесть лет после первого выпуска – героические записки адмирала Невельского выходят в своем неповреждённом цензорами и политиками виде, да еще с восьмисотстраничным комментарием ученого-архивиста Михаила Высокова. В добавление к трем памятникам адмирала, уже сооруженным в России – «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке…» – я считаю – четвёртым. И если бы кто-нибудь, не ёрничая, на полном, так сказать, серьёзе спросил меня, как любить свою Родину, я бы ответил: как это делал автор «Острова Сахалин» Антон Павлович Чехов или морской адмирал Геннадий Иванович Невельской.
«…Вот почему деятельность наших морских офицеров, составляющих экипаж транспорта «Байкал» в 1849 году и затем амурскую экспедицию с 1850 по исход 1855 года, преисполненная гражданской доблести, отваги и мужества, представляет незыблемое основание к окончательному присоединению к России в 1856 году при-амурскаго и при-уссурийскаго края и одну из видных страниц истории нашего флота и истории отдаленного Востока.
Я имел счастие начальствовать этою экпедициею и потому счел своею священною обязанностию изложить эти события с фактическою точностию, в последовательном порядке».
Добавлю (и напомню себе), что дальневосточный издатель Александр Колесов, который стоя на московской улице читал нам сейчас из адмирала Невельского, более двадцати лет открывает для жителей «центра» некую Новую землю нашей культуры. В этом, кажется, есть его предназначение и судьба, схожая в своём векторе с адмиральской.
…Есть, есть ещё люди, которые знают, что такое «патриотизм» не по Словарю иностранных слов или газетной статье. С Божией помощью они целодневно работают во славу отечества, оглядываясь на образцы, оставленные нам великими предками. И нередко придают этим образцам – как, например, посмертным запискам Геннадия Невельского – обновленное, сильное, живое дыхание.
Помогай им Бог.
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







