Прежде, чем прозвучит наша закладка, оговорюсь: русская книга, о которой пойдет речь, подготовлена к изданию на самом краю нашего отечества – в приморском Владивостоке. Это десятое ¬по счету издание легендарных посмертных записок адмирала Геннадия Невельского названных «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России». Книга выпущена в год 200-летнего юбилея со дня рождения её автора, без героических трудов которого восточные границы нашей страны могли быть иными, – коротко говоря, без Приамурья и Сахалина.
Самое же первое издание записок адмирала состоялось в далёком 1878-м.
Весенними же днями 2014-го, когда я получил эту книгу и сел за неё, изумляясь полиграфическому качеству и аппарату красочных фолиантов, в Москву приехал за наградой, присужденной двухтомнику, его издатель – Александр Колесов, главный редактор и директор легендарного дальневосточного «Рубежа».
…Завершая свой труд, Геннадий Иванович Невельской взялся подвести черту, торжественно поясняя самую суть немеркнущего в веках подвига своих соратников-офицеров. Он рассказал о рискованных военных постах, напомнил о найденных под сахалинской землею природных богатствах, поведал о внимании к обычаям инородцев, о сложившемся русском влиянии, – обо всём, что убедило генерал-губернатора воспринять эту землю – цитирую – «как бы давно принадлежавшею России».
Я не смог отказать в удовольствии, послушать чтение из финала записок адмирала Невельского именно в исполнении его сегодняшнего издателя и записал Колесова прямо на улице, в центре столицы, под шум большого города.
«…Наконец, они, всеми упомянутыми действиями своими, совершенными вне данных им повелений, единственно по усмотрению и под свою ответственность, фактически доказали правительству, что только в при-амурском и при-уссурийском бассейнах с омывающим их морем и возможно создать надлежащее политическое значение России на отдаленном ея Востоке и школу для образования экипажей нашего флота…»
Подчеркну, что впервые – за сто тридцать шесть лет после первого выпуска – героические записки адмирала Невельского выходят в своем неповреждённом цензорами и политиками виде, да еще с восьмисотстраничным комментарием ученого-архивиста Михаила Высокова. В добавление к трем памятникам адмирала, уже сооруженным в России – «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке…» – я считаю – четвёртым. И если бы кто-нибудь, не ёрничая, на полном, так сказать, серьёзе спросил меня, как любить свою Родину, я бы ответил: как это делал автор «Острова Сахалин» Антон Павлович Чехов или морской адмирал Геннадий Иванович Невельской.
«…Вот почему деятельность наших морских офицеров, составляющих экипаж транспорта «Байкал» в 1849 году и затем амурскую экспедицию с 1850 по исход 1855 года, преисполненная гражданской доблести, отваги и мужества, представляет незыблемое основание к окончательному присоединению к России в 1856 году при-амурскаго и при-уссурийскаго края и одну из видных страниц истории нашего флота и истории отдаленного Востока.
Я имел счастие начальствовать этою экпедициею и потому счел своею священною обязанностию изложить эти события с фактическою точностию, в последовательном порядке».
Добавлю (и напомню себе), что дальневосточный издатель Александр Колесов, который стоя на московской улице читал нам сейчас из адмирала Невельского, более двадцати лет открывает для жителей «центра» некую Новую землю нашей культуры. В этом, кажется, есть его предназначение и судьба, схожая в своём векторе с адмиральской.
…Есть, есть ещё люди, которые знают, что такое «патриотизм» не по Словарю иностранных слов или газетной статье. С Божией помощью они целодневно работают во славу отечества, оглядываясь на образцы, оставленные нам великими предками. И нередко придают этим образцам – как, например, посмертным запискам Геннадия Невельского – обновленное, сильное, живое дыхание.
Помогай им Бог.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема