
«...Бог прощает нас при условии, чтобы мы сами прощали, чтобы в душе нашей не было никакой ненависти, злопамятства, осуждения, чтобы мы любили людей, помогали им посильно от сердца словом, делом, участием. Господь будет судить нас, учитывая, как мы сами относились к людям нуждающимся. Но нельзя тщеславиться добрыми делами. Тщеславие — это гибель. Мы поступаем неправильно, когда, узнав о чужом несчастии и помня обиду, говорим: „Это Бог его наказал за меня!“
Вот приходит Великий пост. Надо встать на борьбу с грехом. Путь борьбы — это победы и поражения. Не следует унывать. Вера должна быть во всем: не только в уме и воле, но и в сердце. Об этом нужно просить Господа...»
Алексей Дементьев читал нам из сборника «Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников». Это был фрагмент из проповеди, записанный одним из чад московского батюшки — в Прощёное воскресение 1992-го года.
Я часто думаю, друзья, для чего нам, мирянам, следует обращаться вот к таким книгам, — посвящённым памяти тех или иных современных нам священников (иногда и не самых знаменитых — в широких, как принято говорить — кругах). Думаю, потому, что мы постоянно нуждаемся в маяках. Сами стать ими, скорее всего, не можем, мы ведь только лодочки, плывущие по житейскому морю. А маяки — ох, как они нужны. От маяка к маяку увереннее и твёрже держим свой таинственный, полный испытаний и маленьких побед путь — к Богу, к обретению Благодати. А тем, кого я называю маяками, им ведь всегда труднее нас. И свидетельства их ближних — то подтверждают. Вот о протоиерее Василии Серебренникове вспоминает насельник Свято-Данилова монастыря иеромонах Иона. Читает Алексей Дементьев.
«Раньше у отца Василия был дар слез во время служения Божественной литургии. Он рассказывал, что перед службой всегда клал рядом с собой стопку салфеток, и все-таки не хватало — все было мокро от слез. Собратия не понимали, роптали и, возможно, завидуя ему, укоряли, считали актером, человеком духовно нездоровым.
— Но сейчас Вы не плачете?
— Господь отнял слезы за гордость, за один поступок.
Он не сказал какой.
Отец Василий был опытным аскетом. С ним было нелегко. Как многие подвижники, он исходил из собственного опыта, шел от личных духовных переживаний и, мне казалось, искал и даже требовал... слишком многого...»
С середины 1955-го года и до самой своей кончины в 1996-м, этот священник и выдающийся медик (а отец Василий Серебренников десятилетиями сам тяжко хворал от хронических болезней) был клириком церкви Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Сборник о нём и о его служении вышел из печати спустя десятилетие после того, как отец Василий отошел к Господу.
Книга «Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников» — вполне доступна, и, я надеюсь, что однажды она окажется в добром чтении — у кого-то из наших слушателей.
С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем — в чтении Алексея Дементьева — ещё один фрагмент из духовного дневника протоиерея Василия Серебренникова.
«6 августа 1989 года. Проверьте себя: ни один день не проходит без искушений, и это для того, чтобы мы научились молиться. Неверно думать, что мы еще молоды, что молиться научимся в старости, когда будет свободное время. Нет! Молиться надо все время. Не только прочесть утренние и вечерние молитвы, но и во время работы надо молиться».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема