История Древней Руси неотделима от Православия, истории Русской Православной Церкви и святости.
Сегодня мы говорим о преподобном Антонии Печерском и историческом романе Валентина Иванова «Русь великая».
Место действия — город Киев. Время действия — 11 век по Рождестве Христовом.
Исторические романы русского советского писателя Валентина Дмитриевича Иванова «Русь изначальная», «Повести древних лет», «Русь великая» пользовались во второй половине 20 века в России необычайной популярностью. В библиотеках были очереди, книги Иванова зачитывали до дыр.
Читателям хотелось как можно ближе узнать историю Древней Руси, рассказанную в форме увлекательных романов-хроник. В советское время через исторические романы Валентина Иванова многие открывали для себя мир православной веры.
В частности, и на страницах романа «Русь великая» возникает величественная фигура преподобного Антония Печерского — основателя Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Антоний Печерский был родом из Черниговской земли, из города Любеча. В молодые годы он отправился в Константинополь, а оттуда — на Афон-гору. В одном из афонских монастырей принял монашеский постриг. Через несколько лет по велению игумена монастыря Антоний вернулся на Русь, пришел в Киев и облюбовал гору, похожую на афонские.
Писатель Валентин Иванов в романе «Русь великая» особо подчеркивает любовь монаха Антония к родной земле. Это хорошо видно из доверительного разговора Антония Печерского с киевским князем Всеславом.
— Слыхал я, — тихим голосом рассказывал Антоний князю Всеславу, — мне, князь, самому обо мне же рассказывали, будто афонская жизнь мне пришлась не по нраву пышностью. Не так это. Ищущий строгости может и там дни окончить в затворе, не услышав человеческого голоса.
— Тебя на Русь потянуло, — шепнул, подсказывая ответ, князь Всеслав.
— Охо-хо, — вздохнул Антоний, — быстр ты умом. Я такого не говорил никому, никогда.
— Иль неправда?
— Правда, правда, — отозвался инок.
В романе Валентина Иванова «Русь великая» рассказывается о нешуточной борьбе за Киевский престол сыновей Ярослава Мудрого и других наследников князя Владимира Красное Солнышко.
Прозорливый монах Антоний Печерский — противник междоусобной брани и кровопролития. И когда князь Всеслав приходит в монастырь за духовным советом, то слышит вовсе не то, что ожидал...
— Мы за тебя молимся, ты русской крови не лей, — попросил Антоний.
— Уходить мне из Киева не хочется, — сказал Всеслав. — Оставаться?.. Силой держаться? Силы моей недостанет против троих Ярославичей.
— Нехорошо силой-то, — заметил Антоний. — Князь, князь! Не отличить нам силу от насилия.
Всего семь месяцев пробыл великим князем Киевский Всеслав Брячиславич, воевавший со своими двоюродными братьями — тремя Ярославичами. Не хватило ему силы удержаться на Киевском престоле, откуда его потеснил князь Изяслав Ярославич.
Князь Изяслав имел вспыльчивый характер. Он сильно разгневался, когда узнал, что сын знатного киевского боярина Варлаам и любимый княжеский слуга Ефрем ушли в монастырь к Антонию и приняли монашество. Князь даже угрожал изгнать монахов из Киевских пещер. Узнав об этом, преподобный Антоний с братией сам покинул Киев и ушел в Черниговские земли.
В романе Валентина Иванова «Русь великая» князь Изяслав подозревает своего младшего брата Святослава Ярославича, будто бы это он выкрал монахов...
Князь Изяслав направил в Чернигов своих послов, которые от его имени спросили Святослава:
— Зачем моих людей ночью крадёшь?
Святославу бы отговориться, а он что в голову пришло:
— Антоний не твой, а общий, русский.
Общий, русский, основатель монашества на Руси... Таким предстаёт преподобный Антоний Печерский на страницах романа Валентина Иванова «Русь великая».
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











