«Великодушная моя маминька, мой добрый ангел хранитель» — так обращался в письмах к своей матери великий писатель Николай Васильевич Гоголь. А для неё он был «любимым, ненаглядным Николенькой». Мария Ивановна Гоголь души не чаяла в единственном сыне, и он отвечал ей такой же нежной привязанностью и любовью.
Мать считала Николеньку вымоленным ребёнком. Перед родами Мария Ивановна несколько дней провела в горячей молитве перед образом Николая Чудотворца. И назвала сына в честь Святителя.
Женщина не получила хорошего образования, но, по словам самого Гоголя, имела тонкий, наблюдательный ум и щедро делилась с сыном своей мудростью. В одном из писем к матери Николай Васильевич вспоминал эпизод из своего детства. «Я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, — писал он. — И Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло, заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли».
Мария Ивановна, действительно, во многом способствовала становлению Гоголя как писателя. Более того, её вполне можно считать соавтором многих его произведений. Так, например, многие сюжеты для своего сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич почерпнул из рассказов матери. Переехав из родной Васильевки в Петербург, он в письмах обращался к ней с просьбами присылать народные сказания, легенды, приметы, описания обрядов, обычаев, крестьянского быта. И Мария Ивановна собирала для сына богатейший этнографический материал. Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в день именин Марии Ивановны и стала для неё лучшим подарком. Гоголь отправил матери первый экземпляр с благодарной припиской: «Мне бы хотелось теперь увидеть Вас, поцеловать Вас и поговорить с Вами». Исследователи творчества Гоголя считают, что трогательный образ и характер своей «маминьки» писатель запечатлел в Пульхерии Ивановне, героине повести «Старосветские помещики» из сборника «Миргород».
Мария Ивановна всегда искренне верила в успех своего сына, благословляла его на литературные труды. В начале творческого пути она поддерживала Николая Васильевича и материально. А когда после смерти отца Мария Ивановна неудачно вложила капитал и оказалась в долгах, Гоголь, чтобы помочь матери, отказался от своей части имения в её пользу
Каждый приезд «милого Николеньки» в родное поместье Васильевка на Полтавщине становился для матери настоящим праздником. Она подолгу разговаривала с сыном, расспрашивала его обо всём на свете. Вместе с Марией Ивановной Гоголь молился в небольшой сельской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молитвы о себе Николай Васильевич постоянно просил у матери и в письмах. «Молитесь обо мне, добрейшая матушка! Мне так всегда бывает сладко в те минуты, когда Вы обо мне молитесь! — писал Гоголь. — О, как много делает молитва матери!»
Духовная связь Марии Ивановны с сыном не прервалась и после его смерти. Пережив Николая Васильевича на 16 лет, она провела эти годы в переписке с друзьями писателя и горячих молитвах о нём.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.