
Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
У Ф.М. Достоевского есть фантастический рассказ под названием «Сон смешного человека». Главный герой во сне попадает на другую планету. Это мир, в котором еще не произошло грехопадение. Люди в нем счастливы, разумны, приветливы и открыты. Здесь нет болезней, нет печали, нет горя, нет ревности, сор и преступлений. Но дело в том, что сам герой прибыл с Земли. То есть, из того мира, в котором греховное повреждение глубоко укоренено в человеческой натуре. И происходит страшное. Он заражает всех окружающих этим вирусом. Под влиянием греха люди начинают меняться, а вместе с ними начинает меняться и окружающая действительность. Вот как об этом пишет классик: «Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи... Затем быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность — жестокость... брызнула первая кровь... Появились союзы, но уже друг против друга... Они узнали стыд и стыд возвели в добродетель... Они стали мучить животных, и животные удалились от них в леса и стали им врагами... Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину».
Именно так похожим образом представляет себе историю человеческой цивилизации и христианство. Города, ремесла, технологии появились тогда, когда природа стала враждебной, захотела нас раздавить и нам пришлось от нее защищаться и покорять ее себе. Военное дело — когда появилась вражда, сосед стал врагом и нам было необходимо защищаться от него. Искусство с его красотой — когда мы перестали переживать полноту прекрасного в самих себе, начали тосковать о ней и старались воплощать в чем-то материальном; закон — когда в нашем сердце начали копошиться греховные привычки и страсти и нам было необходимо создать ограничители, чтобы эта зараза не вырывалась наружу. Парадоксально, но все великие достижения цивилизации, это не просто свидетельства гения человеческого духа, это еще и признак пустоты человеческого сердца. Стремление компенсировать эту пустоту, чем-то ее восполнить.
И вот сегодня апостол Павел говорит: когда в человеческом сердце поселяется Дух Божий, благодать, оно становится наполненным любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием. Такому человеку не нужен человеческий закон. Красоту, истину, справедливость он начинает носить в себе самом. Ему теперь не нужны все блага цивилизации. Потому что все необходимое он имеет в себе. Эту полноту, по словам апостола, и принес человеку Спаситель. Он потому и зовется так, что дал нам возможность возвращаться в то место, которое прародители потеряли в начале человеческой истории. И вернуться в это состояние может каждый. Необходимо лишь пойти за Христом, исполняя Его закон, который есть закон жертвенной любви.
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







