Сирийская арабская республика или кратко Сирия – страна, о религиозных особенностях которой знают немногие наши соотечественники. А ведь в Сирии на протяжении веков существует самобытная христианская традиция. И вот уже много столетий мирно сосуществует с иными религиозными течениями.
В Сирии хранятся удивительные христианские святыни - одна из них Сайданайская икона Богоматери или «Эль Чагура». Образ находится в женском монастыре в местечке Сайданайя в тридцати километрах к северу от города Дамаска. Несмотря на гражданскую войну, обитель продолжает действовать. Здесь по-прежнему совершается богослужение - оно не прерывается тут более тысячи лет. «Сайданайя» в переводе с сирийского означает «Госпожа наша», т.е. – Богородица. Появление монастыря упразднило темную славу этих мест – по преданию в горах к северу от Дамаска Каин когда-то убил своего брата Авеля. Теперь же явное покровительство Богородицы, о котором еще будет сказано, привлекает сюда многих паломников.
Жители Сайданайи общаются на особом наречии - диалекте арамейского языка, на котором говорил Спаситель. Главной святыней монастыря является, повторюсь, Сайданайская икона Богоматери, написанная, по преданию, самим апостолом Лукой. Образ находится в обители с девятого века. Перед иконой постоянно днём и ночью кто-то молится - или монахини, или паломники. Они с благоговением заходят в часовню, куда икона была помещена сразу после принесения в монастырь. По традиции перед молитвой нужно снять обувь.
Образ увешан подарками от людей, получивших исцеление - это кольца, серёжки, наружные часы. Рядом с иконой и перед входом в монастырь лежат костыли, стоят инвалидные коляски - их оставили люди, получившие после молитвы возможность ходить. Большое количество чудес стало причиной того, почему Сайданайский образ сирийские христиане называют «Эль Чагура» - «прославленная чудесами».
Паломники всегда просят у монахинь немного священного мира - маслянистой жидкости, которая обильно истекает от иконы уже несколько веков. Миро от Сайданайского образа, как универсальное лекарство, использовали в 12-13 веках крестоносцы, которые когда-то отвоевали территории нынешней Сирии у арабов и турок.
В наши дни, когда в Сирийской республике идёт война, в стране стали распространяться страшные заболевания. Удивительно, но все эпидемии обходят Сайданайю стороной. Как верят монахини - по заступничеству Богоматери и Её иконы «Эль Чагура».
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о Сайднаской иконе Богоматери и месте её пребывания Сайднайском монастыре в Сирии.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.