
— В вашу страну сейчас отменены все полёты. Новое правительство перекрыло все границы. Ваш паспорт и виза недействительны. Вы гражданин, у которого нет страны.
Такую ошеломляющую новость узнал от руководителя службы безопасности аэропорта пассажир по имени Виктор Наворский — герой кинофильма «Терминал». Фрагмент из него только что прозвучал. Пока Виктор летел в Америку, в его родной стране произошёл политический переворот. С недействительным паспортом и аннулированной визой Наворский не смог пройти пограничный контроль. Он не имеет права ступить на американскую землю, но и улететь обратно тоже не может. Всё, что ему остаётся — ждать. А сколько — неизвестно...
Картину о человеке, который 9 месяцев прожил в международном терминале аэропорта, снял в 2004 году Стивен Спилберг. Режиссёр признавался, что хотел сделать фильм, который заставил бы зрителей смеяться и плакать, а главное — увидеть, что мир, в котором мы все живём, действительно хорош.
На главную роль Спилберг пригласил актёра Тома Хэнкса, которому удалось сыграть её эмоционально и трогательно. Запертый в терминале, словно в тюрьме, герой Хэнкса Виктор Наворский не утратил надежды, не растерял человечности, не замкнулся и не отчаялся. С ним приключилась беда, но он умеет забывать о собственных неприятностях, когда видит, что другие нуждаются в помощи. В одном из эпизодов фильма Виктор помогает пассажиру, у которого хотели конфисковать редкие и дорогостоящие лекарства, купленные для больного отца. Этот благородный и милосердный поступок оценило даже вышестоящее руководство аэропорта, сделав замечание начальнику службы безопасности и призвав его быть более чутким к людям.
— Я следовал правилам.
— Иногда правила лучше игнорировать, и заниматься живыми людьми.
— Всё понятно, да.
— Сострадание к людям, Фрэнк. На нём построено всё наше общество.
— Я знаю, да.
— У Наворского есть чему поучиться.
Действительно, поучиться у главного героя есть чему. Прежде всего — в любых обстоятельствах оставаться человеком. А ещё — принимать жизнь такой, как она есть. Не роптать на обстоятельства, и даже в трудностях находить позитивные моменты. Как сказал в одном из своих интервью Том Хэнкс, фильм «Терминал» — это своего рода забавная и трогательная сказка, наталкивающая на очень серьёзные размышления. Актёр считает, что один из важных посылов картины состоит в том, что в ней показано, как много вокруг нас удивительных, добрых, светлых людей. Их нужно только увидеть.
Весьма любопытно, что в фильме «Терминал» Хэнкс играет, по-видимому, славянина. Не существующая в реальности страна Кракожия, откуда по сюжету прибыл герой, по задумке сценаристов — что-то вроде бывшей советской республики. Вот почему Наворский время от времени разговаривает на ломанном русском языке. Кстати, роль главного героя оказалась во многом созвучна её исполнителю. Так, например, в одном из эпизодов Виктор перед сном осеняет себя православным крестным знамением. Да и сам Том Хэнкс, как и вся его семья, — в жизни православные христиане.
А самое удивительное в фильме Стивена Спилберга «Терминал» , наверное, то, что к концу просмотра, аэропорт даже зрителям начинает казаться уютным домом. Может быть, потому, что искренняя доброта и сердце, открытое для людей, способны наполнить теплом и светом любое пространство. Даже шумный, полный суеты терминал.
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема