
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 305 зач., II, 2-10.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Именно этому празднованию и посвящен апостольский отрывок. Здесь мы видим напоминание о высочайшей роли ангельских сил в деле спасения человека. Было время, когда Бог взаимодействовал со Своим избранным народом посредством ангелов. Они являлись людям и возвещали волю Божию. Ну а те, кто отказывался оказывать послушание ангелам, подвергались наказанию от Бога. Так продолжалось до момента Воплощения Второго Лица Святой Троицы — до Рождества Христова. С этого момента ангелы перестают быть действующими лицами Священной Истории, теперь Бог Сам напрямую общается со Своим высшим творением — человеком. С этой мысли начинается сегодняшний апостольский отрывок. Такое начало заканчивается вполне естественным вопросом: если раньше непослушание слову ангелов «получало праведное воздаяние», то что будет с нами в том случае, если мы не послушаем Самого Воплощенного Бога, тем более, что истинность Его слов подтверждена множеством свидетельств? Ответа на этот вопрос нет в сегодняшнем отрывке, предполагается, что каждый сам прекрасно понимает: одно дело непослушание вестнику, и совсем другое дело непослушание Самому Богу. Это совершенно разные меры ответственности и, конечно же, разная вина, которая влечет за собой неодинаковое наказание.
Вполне понятно, почему эта тема затронута именно в Послании к Евреям. Иудаизм строится вокруг закона Моисея. Но каким образом был получен этот закон? Через посредничество ангелов. А как был получен евангельский закон? Через Воплощение Бога, через Его жизнь и учение. Соответственно, Евангелие хоть и не отменяет закон Моисея, но оно выше этого закона, оно дает ему надлежащее прочтение и, что особенно важно, евангельский закон любви привносит конечный смысл в базовые положения ветхозаветной религии, превращая его в христианство.
Мелитополь (Запорожская область). Монастырь Саввы Освященного
 
                                    
В 1994 году в селе Терпение близ города Мелитополя Запорожской области был основан мужской монастырь во имя преподобного Саввы Освященного. Спустя год в ведение монахов передали также Иоанно-Предтеченскую церковь в Мелитополе. В советское время она служила продовольственным складом и нуждалась в реставрации. Иноки не только восстановили храм, но и благоустроили территорию вокруг него. Она стала сначала подворьем, а затем и основным местом расположения обители Саввы Освященного. Уже в 1998 году здесь проживало сорок пять монахов, многие из которых были в священном сане. Они окормляли городские храмы. Молодая обитель стала духовной опорой для города, слава о ней распространилась далеко за пределы Мелитополя. В монастырь потянулись паломники, насельники построили для них гостиницу и трапезную. Люди обращались в обитель со своими проблемами, подчас трудными. В 2007 году монахи организовали реабилитационный центр для страдающих алкоголизмом и наркоманией. Сейчас при монастыре работают иконописная, свечная, столярная, швейная мастерские, воскресная школа и библиотека. Здесь есть сад, огород и пасека. В обители Саввы Освященного ежедневно совершаются богослужения, днём и ночью звучит Псалтырь. Святое место дорого православным жителям Мелитополя.
Радио ВЕРА в Мелитополе можно слушать на частоте 96,7 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Путешествие по городу
 
                                    
Макеевка расположена в ста сорока километрах от побережья Азовского моря. Город примыкает к Донецку с восточной стороны и считается его спутником. До семнадцатого века эти земли были безлюдными и назывались Диким полем. В 1690 году здесь, в степи у истока реки Кривой Торец, обосновались запорожские казаки под предводительством Макея Осиповича Иловайского. Спустя сто лет Приазовье стало частью Российской империи, и казачий стан был обозначен на картах как слобода Макеевка. В 1859 году потомок основателя селения, Иван Иловайский, организовал здесь добычу каменного угля. Благодаря богатому месторождению черного золота Макеевка стремительно развивалась. К началу двадцатого столетия в слободе проживало двадцать тысяч человек. Здесь открылся крупный металлургический завод, работали две больницы, четыре школы, мужская и женская гимназии. Духовным оплотом для горняков служили православные храмы. До революции 1917 года в слободе и ее ближайших окрестностях действовало четырнадцать церквей. Все они были закрыты в советское время. А в конце двадцатого века настала пора возрождения веры, и Макеевка, получившая к этому времени статус города, вновь засияла куполами. Сегодня богослужения здесь совершаются в тридцати пяти храмах!
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Кирсанов. Храм Тихвинской иконы Божией Матери
 
                                    
На северной окраине города Кирсанова в Тамбовской области стоит пятиглавый белокаменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Он был возведён в первой половине девятнадцатого века. Инициатором строительства стала женская монашеская община. Сёстры приобрели участок земли и на пожертвования горожан поставили скромную Тихвинскую церковь. Небольшое здание постепенно расширялось. В 1867-ом году к нему пристроили трапезную с двумя боковыми приделами — в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» и Рождества Христова. Трудами и молитвами насельниц обитель росла и укреплялась. К началу двадцатого века монастырь занимал целый квартал. Кроме Тихвинского храма здесь были шестнадцать корпусов с сестринскими кельями и мастерскими. А также больница, школа, приют, конный двор, гостиница для паломников. Крепкое монашеское хозяйство разорили безбожники после революции 1917 года. Из пышного архитектурного ансамбля уцелели лишь три корпуса и Тихвинская церковь. В 2009 году храм вернули православным. Сегодня он — один из двух действующих в Кирсанове.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM



 
 



