Преподобная Мария Египетская родилась в Египте, в середине пятого века. Она рано осознала свою необычайную красоту и привлекательность для мужчин. Совсем юной девушкой Мария покинула родителей и отправилась в Александрию. В шумном городе она предалась всем мыслимым порокам, наслаждаясь развратом. Такую жизнь она вела семнадцать лет, и ни разу сомнения или стыд не посетили её. Однажды Мария присоединилась к паломникам, ехавшим в Иерусалим, на праздник Воздвижения Креста Господня. Она пыталась с толпой молящихся войти в храм Гроба Господня, но не могла продвинуться дальше ворот - словно какая-то неведомая сила удерживала её. Взгляд Марии остановился на образе Пресвятой Богородицы. И внезапно женщина ощутила присутствие Бога в своей жизни, и то, что эта жизнь не угодна ему. Мария долго молилась Богоматери и наконец смогла войти в храм и приложиться к его святыням. Выйдя, она услышала голос, посуливший ей покой, если Мария перейдет за реку Иордан. Там лежала бескрайняя пустыня, в которой жили лишь монахи - отшельники. Сорок семь лет провела там Мария, питаясь лишь тремя хлебами, скорбя о своих грехах и молясь о прощении. В последние годы жизни она встретила инока Зосиму, который и поведал миру о силе её покаяния.
Преподобная Мария Египетская и авва Зосима
В пятом веке в Палестине жил инок Зосима. По обычаю своего монастыря накануне Великого Поста он отправился за Иордан, чтобы провести сорок дней в пустыне, в посте и молитве. Однажды он заметил человека, опаленного солнцем, с побелевшими спутанными волосами. Но лишь незнакомец заметил Зосиму, как бросился бежать и остановился лишь вняв слезным мольбам инока. Тогда неизвестный приветствовал старца по имени и попросил плащ, чтобы прикрыться. Прозорливый незнакомец оказался женщиной. Подвижница рассказала о себе. С ранних лет она предавалась порокам в Александрии, и провела так семнадцать лет, пока не очутилась в Иерусалиме на праздник Воздвижения Креста Господня. И тут с ней произошло странное - женщина не смогла войти в храм Гроба Господня, хотя двери были открыты и все паломники беспрепятственно попадали внутрь. И вдруг она поняла, что её не пускают собственные грехи. Раскаявшаяся грешница призвала на помощь Богородицу и бежала в пустыню. Сорок семь лет жила она, молясь и каясь, под чистым небом. Женщина попросила Зосиму ровно через год принести ей причастие, а потом прийти еще через год. Инок выполнил требуемое и нашел пустынницу мертвой. Рядом с ее телом стоял камень, на котором было написано имя праведницы - Мария. Зосима вернулся в монастырь и рассказал историю Марии Египетской. Он упомянул и о том, что во время молитвы Мария поднялась и воспарила над земелй, и о том, что она перешла Иордан как посуху. С тех пор христиане вспоминают преподобную Марию Египетскую как пример покаяния и смирения.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.