
https://bit.ly/3kz8Z9H
Храм Архангела Михаила
Ну, кто же из нас не любит разгадывать кроссворды. По какому-то, часто смутному, описанию угадывать слово. А вот в названиях географических объектов всё как раз наоборот. Слово известно, но, частенько, поди, догадайся, как оно возникло...
Существуют две версии происхождения названия села Шигоны. В нескольких исторических хрониках, сказано, что название селу дал приказ царя Михаила Романова " ... о создании в сих землях ссыльного села...«. А слово «шигоны» означает «чернь, черный сброд». Согласно второй версии название возникло от слова «шиханы», то есть — холмы. Возможно, что русские поселенцы, сменившие ранее здесь живших чувашей, пришли из села Шигоны Шацкого уезда и принесли с собой это новое название.
Предполагается, что село Шигоны было основано на рубеже XVI-XVII веков. Перед реформой 1861 года (это когда отменили крепостное право) в селе насчитывалось 309 дворов, в которых проживало 1650 мужчин и женщин. Белых изб имелось 309, черных бань 20. Из крупных строений в эти годы в Шигонах находились перестроенная из деревянной в каменную церковь, господский дом, в котором помещики практически не жили, деревянный хлебный магазин, деревянная больница на 12 кроватей и каменный скотный двор.
Видите, церковь входила в число крупных строений. И, судя по всему, была самым крупным. Как и полагалось в те годы. История Шигонского храма отсчитывается с начала XVIII века. Впервые в документах село вместе с церковью упоминается в 1707 году. Интересно, что поскольку местный храм был освещён в честь Архистратига Божия Михаила, то дополнительно к первому названию села какое-то время прибавлялось и название Архангельское.
В 1829 году стараниями помещика Дмитрия Степановича Кроткова был возведен каменный храм Михаила Архангела. Архитектурным обликом храм напоминал церковь звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Именно этой обители принадлежали шигонские земли в те годы...
Потомки помещика Кроткова продолжали богоугодное дело. Внучка Дмитрия Степановича — Варвара Павловна, спустя шестьдесят лет, отреставрировала храм и обнесла его каменной оградой с кузнечной ковкой.
А потом — революция и рабоче-крестьянское понимание того кому и как нужно поклоняться. Михайло-Архангельский храм в это понимание не вписывался. Поэтому до наших дней сохранился лишь притвор...
Но это всё в прошлом. В 1990 году настоятель храма Михаила Архангела села Шигоны протоиерей Николай Кибалюк в день Святой Троицы провёл первую службу. И хотя за плечами отца Николая уже была война в Афганистане, молодому священнику потребовалось всё мужество, чтобы преодолеть испытания, неизбежные в деле храмостроительства. И храм, и отец Николай вышли из этой борьбы победителями. Впрочем, и само название храма Михаила Архангела обязывает к этому.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема