
https://bit.ly/3kz8Z9H
Храм Архангела Михаила
Ну, кто же из нас не любит разгадывать кроссворды. По какому-то, часто смутному, описанию угадывать слово. А вот в названиях географических объектов всё как раз наоборот. Слово известно, но, частенько, поди, догадайся, как оно возникло...
Существуют две версии происхождения названия села Шигоны. В нескольких исторических хрониках, сказано, что название селу дал приказ царя Михаила Романова " ... о создании в сих землях ссыльного села...«. А слово «шигоны» означает «чернь, черный сброд». Согласно второй версии название возникло от слова «шиханы», то есть — холмы. Возможно, что русские поселенцы, сменившие ранее здесь живших чувашей, пришли из села Шигоны Шацкого уезда и принесли с собой это новое название.
Предполагается, что село Шигоны было основано на рубеже XVI-XVII веков. Перед реформой 1861 года (это когда отменили крепостное право) в селе насчитывалось 309 дворов, в которых проживало 1650 мужчин и женщин. Белых изб имелось 309, черных бань 20. Из крупных строений в эти годы в Шигонах находились перестроенная из деревянной в каменную церковь, господский дом, в котором помещики практически не жили, деревянный хлебный магазин, деревянная больница на 12 кроватей и каменный скотный двор.
Видите, церковь входила в число крупных строений. И, судя по всему, была самым крупным. Как и полагалось в те годы. История Шигонского храма отсчитывается с начала XVIII века. Впервые в документах село вместе с церковью упоминается в 1707 году. Интересно, что поскольку местный храм был освещён в честь Архистратига Божия Михаила, то дополнительно к первому названию села какое-то время прибавлялось и название Архангельское.
В 1829 году стараниями помещика Дмитрия Степановича Кроткова был возведен каменный храм Михаила Архангела. Архитектурным обликом храм напоминал церковь звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Именно этой обители принадлежали шигонские земли в те годы...
Потомки помещика Кроткова продолжали богоугодное дело. Внучка Дмитрия Степановича — Варвара Павловна, спустя шестьдесят лет, отреставрировала храм и обнесла его каменной оградой с кузнечной ковкой.
А потом — революция и рабоче-крестьянское понимание того кому и как нужно поклоняться. Михайло-Архангельский храм в это понимание не вписывался. Поэтому до наших дней сохранился лишь притвор...
Но это всё в прошлом. В 1990 году настоятель храма Михаила Архангела села Шигоны протоиерей Николай Кибалюк в день Святой Троицы провёл первую службу. И хотя за плечами отца Николая уже была война в Афганистане, молодому священнику потребовалось всё мужество, чтобы преодолеть испытания, неизбежные в деле храмостроительства. И храм, и отец Николай вышли из этой борьбы победителями. Впрочем, и само название храма Михаила Архангела обязывает к этому.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема