
Апостол Павел
Флп., 244 зач., III, 1-8.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Проповедь христианства апостолом Павлом совершалась в очень напряженной атмосфере. В какой-бы город он ни пришел, всегда ему встречались оппоненты в лице представителей иудейской религии. Если апостол учил, что к спасению призван всякий человек и оно зависит в первую очередь от благодати, которую Господь дал людям через Иисуса Христа, иудеи учили тому, что человек спасается, во-первых, обрезанием, во-вторых, исполнением многочисленных ритуальных предписаний. В буквальном смысле они ходили за апостолом по пятам, вступали с ним в споры и сеяли сомнения в душах его слушателей.
Сегодня мы услышали, как Павел в довольно резкой форме критикует их. Он напоминает им и всем своим слушателям факты собственной биографии. Он принадлежит к колену Вениамина, то есть, древнему еврейскому аристократическому роду, сам имеет обрезание, кроме того, посвящен во все тонкости фарисейского ритуального благочестия, поскольку долгое время был ревностным законником и даже преследовал христиан. И кому как не ему известно, что духовный опыт, который открылся ему во Христе, намного превосходит тот, которым обладают его сородичи. Поэтому он и говорит им, что надеяться на то, что вы становитесь ближе к Богу, единственно обрезав крайнюю плоть, а также исполняя формальные предписания закона, — это сор и тщета, то есть, напрасная суета, бессмысленный и бесполезный хлам. И он сам бы легко от этого отказался, поскольку это ни удаляет от Творца, ни приближает к Нему.
Этот момент настолько принципиален для Павла, что он даже называет своих оппонентов псами. В современной культуре собака — любимое домашнее животные и друг человека. Совсем иначе дело обстояло в еврейской традиции. «Не давайте святыни псам», — говорит Христос в Евангелии. И это не случайно. Собака считалась нечистым, скверным животным. В самой иудейской традиции псами называли язычников, которые слепы в своем безбожии и которым недоступно познание истины. То есть, апостол укоряет иудеев в том, что из-за своих представлений они лишают себя и своих последователей главного — полноты богообщения.
Не случайно эти слова апостола Павла содержатся в письме к христианской общине. Ведь идея о том, что с нашей духовной жизнью все в порядке, если мы соблюдаем формальные правила традиции, участвуем в ритуале, возлагаем на себя тяжелые аскетические подвиги, широко распространена и среди последователей Христа. Сегодня апостол говорит нам: по-настоящему своими для Бога становятся те, кто обрезал свое сердце, свой ум и саму свою жизнью. То есть, избавился от всего лишнего, наносного, греховного, что живет в нашей душе. Лишь в этом случае можно говорить о подлинной духовном совершенстве и о том, что мы в своем сердце приобретаем Христа Спасителя.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июля. О подвиге Преподобномученицы Февронии

Сегодня 8 июля. День памяти Преподобномученицы Февронии девы, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Как и многие мученицы древности, преподобномученица Феврония стала жертвой гонений императора Диоклетиана. Будучи невестой Христовой, она не согласилась на брак с одним из гонителей христиан, которых прислал император, за что претерпела муки настолько жестокие, что даже падкая на зрелища толпа просила прекратить бесчеловечные мучения.
Самый жестокий мучитель девы Февронии был сразу же после её смерти наказан безумием и собственной гибелью. И этот момент жития преподобномученицы напоминает нам о том, что Господь в силах сам вступиться и за Себя, и за тех, кто верен и предан Ему.
Однако Бог не хочет смерти грешника, но его обращения. Об этом и свидетельствует и сегодняшнее житие, рассказывающее о том, что двое из трех гонителей приняли Христа и стали иноками.
Будем же чаще доверять Господу, особенно когда гнев и месть затуманивают наш разум. Бог лучше знает, как поступить и со Своими врагами, и с нашими неприятелями.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О христианской семье как преддверии рая

Сегодня 8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности.
О христианской семье как преддверии рая — священник Николай Яковлев.
Такая глубинная мысль была вложена Господом при созидании этого тварного мира, что человек может соединиться со своим Творцом через то самое главное и священное начало, имя которому — Любовь. И прежде всего — Любовь к Богу, без которой, по мысли святителя Николая Сербского, всякая другая Любовь нереальна и недолга.
И вот ныне прославляемые небесные покровители христианской семьи, святые благоверные Пётр и Феврония, явили всему миру величайший идеал семьи, основой которой и является Любовь к Богу и, как следствие, полноты друг друга любящих сердец.
Этот идеал дарован каждому из нас как эталон христианского счастья православной семьи, где все дети и родители вместе верят в Бога. «В таком доме, — по чуткому слову святой страстотерпицы царицы Александры, — царит радость товарищества. Такой дом есть преддверие рая».
Дай Бог сегодня и всегда каждой православной семье сопереживать и воплощать в жизнь это восторженное и неземное приобщение к этому подлинно райскому счастью по молитвам святых благоверных Петра и Февронии.
Все выпуски программы Актуальная тема