
Жил-был один любознательный парень по имени Андрей, которому обо всём на свете хотелось узнать. Да только люди над ним частенько смеялись и не хотели на его вопросы отвечать.
И решил тогда Андрей пойти к самому Солнцу. Оно повсюду светит, многое видит, всё знает, может, и ему расскажет то, чего он сам не знает.
Покинул Андрей свой дом и пошел искать место, где Солнце ночью после дневных трудов отдыхает. Шёл-шел, и видит — сидит у дороги человек и никак с камня сойти не может.
— Долго ли мне тут ещё сидеть?— спрашивает он Андрея.
— Пока не знаю, — сказал Андрей и дальше пошёл. Видит — стоит человек и подпирает плечами гнилой забор.
— Что это ты, дядька, старый забор подпираешь? — спрашивает его Андрей.
— Сам не знаю. Может, ты скажешь?
— Кабы я мог, то не искал бы того, кто всё знает, — сказал Андрей и снова в путь двинулся.
Прошел немного, смотрит — человек в мусоре роется.
— Ты зачем это, дядька, мусор разгребаешь?— удивился Андрей.
— Не знаю.
Пожал плечами Андрей и дальше пошёл. Долго ли коротко он шёл через горы и леса, и, наконец, увидел поляну, на которой солнцев дворец стоит. Сидит там на троне Солнце, отдыхает после трудового дня.
Поклонился Андрей светилу и говорит:
— Простите, что отвлекаю. Многое мне на свете хочется узнать, чтобы людям помогать, да мне никто ничего не рассказывает. Может, вы мне поможете?
— Хорошо, — говорит Солнце. — Только рассказывать долго надо, а я притомилось за день землю обходить, мне отдохнуть надо. Но раз уж ты пришёл, я к твоей доброте ещё и мудрости прибавлю.
Сказало это Солнце, дотронулось одним лучом до Андрея, и он почувствовал, что в его голове как будто ясней и светлей стало.
Отправился Андрей в обратный путь. Подошёл он к тому человеку, что мусор разгребал, посмотрел на него и говорит:
— Теперь я могу ответить на твой вопрос. Ты давно ищешь в мусоре потерянные копейки и только зря время тратишь. Возьмись-ка лучше за работу, и ты быстрее заработаешь то, что когда-то потерял.
Пошёл Андрей дальше и увидел того, кто подпирал плечами забор.
— Не храни, человече, то, что сгнило, оно всё равно развалится, — говорит ему Андрей. — Сделай-ка ты себе лучше новый забор.
А человеку, который на камне сидел и не знал, долго ли ему так сидеть, Андрей так сказал:
— Не будь, человече, таким жадным: дай посидеть на этом камне и другим прохожим.
Все эти три человека стали счастливы, и вскоре люди прозвали доброго парня: «Андрей — всех мудрей».
Не зря говорят: кто в детстве бывает любознательным, становится и многознающим.
(по мотивам белорусской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема