Как научиться грамотно распоряжаться своим временем? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет Наталья Ключ, ведущая тренинга по тайм-менеджменту.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. И в каждой семье самое дорогое, что есть – это время. И чем больше детей в этой семье, тем сложнее это время грамотно и эффективно распределить. Поэтому я пригласила к себе гостью – Наталью Ключ. Здравствуйте, Наталья!
Н.Ключ
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Наталья педагог и один из ведущих тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Ведь есть такое выражение тайм-менеджмент, да?
Н.Ключ
— Да, совершенно верно, тайм-менеджмент – это конечно слово не наше, но тем не менее расшифровать его легко – управление временем. Да, это технология, которая позволяет нам использовать невосполнимое время своей жизни, в соответствии со своими целями, со своими ценностями. То есть тем, к чему мы стремимся и что для нас наиболее важно. И, конечно, мы понимаем, что время не восполнимо, управлять им в общем-то нельзя, мы можем управлять своими действиями.
С.Бакалеева
— На самом деле, мне кажется, вот Вы говорите, мы понимаем, а это самое первое, что нужно сделать – это понять, что время не восполнимо и научиться его ценить.
Н.Ключ
— Ох, рано, или поздно это понимание приходит, конечно, лучше, если оно придет раньше. Именно поэтому тайм-менеджмент – это очень востребованная тема для взрослых людей, для занятых людей, именно поэтому эта тема начала наконец перебираться к детишкам, чтобы мы могли научить и помочь нашим детям, как управлять своим временем.
С.Бакалеева
— Подчас их занятость ничуть не менее плотная, чем взрослая занятость.
Н.Ключ
— Совершенно верно, особенно сейчас, да, когда нагрузки у детей очень большие. И конечно всем хотелось бы нам родителям, хотелось бы, чтобы эти нагрузки были, если уж они есть, то эффективными, да, и по возможности избегать чего-то, что мешает. А вот как это найти, как принять решение относительно того, что для нас важно, а чем можно пренебречь. Вот, собственно говоря, курс тайм-менеджмента состоит из нескольких, условно говоря, тем, да, в которых можно познакомиться с технологиями, позволяющими управлять разными частями нашего времени. Мы для этого должны научиться правильно ставить цели и выявлять свои собственные ценности, потому что не все четко представляют, что действительно для них является важным.
С.Бакалеева
— Цели, Вы имеете в виду, насколько должны быть обширны? Цели жизни, или года ближайшего, да?
Н.Ключ
— Да, да, это тоже очень важный момент, как выстроить иерархию целей, потому что есть цели стратегические и есть цели фактические, совершенно верно. Соответственно, что именно из того, что мы планируем, что мы бы хотели достичь, приоритетно сейчас, да, то есть, к чему обращаться в первую очередь, а что можно отложить, о чем можно совсем-совсем избавиться – это вопрос приоритетов, которые тоже нужно научиться расставлять. Когда дети маленькие, за них все эти решения принимают взрослые, да, постепенно-постепенно расстановка приоритетов делегируется детям и в общем-то, чем раньше человек учится ставить эти приоритеты, тем быстрее и тем эффективнее он будет использовать свое время.
С.Бакалеева
— Такой разговор завести с ребенком стоит в каком возрасте?
Н.Ключ
— Вы знаете, сейчас невозможно сказать, да, что вот в таком возрасте мы говорим об этом, а в таком возрасте говорим об этом, потому что мы понимаем, что в разных семьях очень разная расстановка, очень разные нагрузки, очень разные способы принятия решений, да, но тем не менее, когда взрослые директивно сообщают ребенку о том, что он сейчас должен сделать, но при этом они находят возможность так, или иначе объяснить, почему это сейчас важно, почему они выбрали это, а не то, таким образом, собственным примером сначала, взрослые помогают ребенку видеть сам процесс принятия решений, а постепенно-постепенно можно перейти и к технологиям расстановки приоритетов. Но мало ставить цели и решать, что важно, что нет, нужно еще и реализовывать то, что ты себе представил. Поэтому, очень важно уметь правильно планировать все свои действия, которые приведут нас к этой цели, соответственно, реализуют наши ценности, да, то, что для нас важно, а также вопросы самомотивации, потому что, чем глобальнее цель, тем больше в нее входит всяких разных дел, которые могут нам быть неприятны, или скучны, неинтересны, тем не менее, нам надо находить силы, энергию и интерес для того, чтобы их выполнять. Да, и для того, чтобы при этом чувствовать себя хорошо, не чувствовать себя загнанным в ловушку, не чувствовать, что мы находимся под давлением, да, чтобы не было вот этих выгораний. А выгорания сейчас уже случаются и у детей, не только у взрослых. Соответственно, как себя мотивировать. Вот эти основные ступени лестницы – самомотивация ,планирование, приоритеты, а также жизненные ценности и цели, вот когда человек владеет способами и техниками на каждой ступенечке да, то он может реализовывать очень большие цели и проекты.
С.Бакалеева
— То есть, начинать все эти ступеньки осваивать нужно с себя, правильно?
Н.Ключ
— Совершенно верно, и удобнее всего, конечно, начинать, с планирования потому что, так, или иначе, даже если мы этого не осознаем, у нас уже есть какие-то цели, да, но часто мы не имеем возможности взглянуть на горные вершины, да, потому что мы завалены текучкой, вот сейчас-сейчас, чуть-чуть разберусь, продохну, тогда уже стратегически взгляну, как оно… на самом деле, бывает так, что пока человек разбирается с текучкой…
С.Бакалеева
— То самое невосполнимое время уходит.
Н.Ключ
— Совершенно верно… А в конце-концов можно взглянуть на эту самую горную вершину и обнаружить, что ты всю жизнь карабкался не на ту гору, а уже потеряно время и уже заново взбираться на другой пик нет времени и сил. Конечно, хотелось бы, чтобы была, ну, собственно тайм-менеджмент, это как раз вот эта технология включенной головы, включенных мозгов, да, когда мы постоянно совершаем такие челночные мыслительные действия, мыслительные операции по поводу определения целей, планирования, перетасовки дел, изменения приоритетов, да, новые шаги к цели и так далее, и так далее. Ну в принципе я думаю, что можно говорить…
С.Бакалеева
— Любой человек может это освоить, или только человек с очень четко простроенным логическим мышлением?
Н.Ключ
— Вы знаете, я встречала людей, которые казалось организованы от природы, как они успели получить это умение сакральное, не всегда можно выявить. Обычно находится рядом в окружении кто-то, кто демонстрировал такие же способности, но не всем так везет, поэтому, в принципе, можно этому научиться. Мало того, придется этому учиться опять же с включенной головой, потому что есть такие способы организации времени, которые не подойдут мне, или вам, потому что наша жизнь заполнена совершенно разными вещами. Человек, который работает дома, должен по-другому организовывать свое время, чем тот человек, который работает, скажем, в офисе с большим количеством людей. Человек, который руководит большим сложным предприятием, организует, использует другие помощники и подсказки, чем многодетная мама, которая дома с детьми, но тем не менее, есть какие-то общие приемы и техники.
С.Бакалеева
— Согласна, что многодетная мама практически руководит большим предприятием.
Н.Ключ
— Во всяком случае, по степени давления обстоятельств, безусловно.
С.Бакалеева
— Может быть, подскажете, какие-то секреты есть, которые помогли бы использовать правильно время? Когда уже это планирование освоено, когда цели изучены, что дальше делать?
Н.Ключ
— Можно начать с очень простых вещей, да, например, попробуем обратить внимание на то, как мы формулируем наши дела. Во-первых, как много людей записывает свои цели – очень мало, мы обычно стараемся держать все в голове, но, оказывается, самая острая память тупее самого тупого карандаша. Люди, которые записывают свои задачки, свои дела, имеют возможность быстро-быстро их пересматривать.
С.Бакалеева
— Это же можно предложить и нашим детям делать тоже самое?
Н.Ключ
— Совершенно верно, как только ребенок осваивает письмо, как средство, не как цель, как только он записывает, можно дать ему возможность составлять списки дел. Вот это самое простое, с чего надо начинать. Мало того, этот список должен подвергаться некоторой трансформации. Скажем, как мы учились записывать с нашими детишками – сначала пишется все, что приходит в голову, относительно тех дел, которые нужно выполнить.
С.Бакалеева
— Не важно, в какой период?
Н.Ключ
— Конечно, ребенок планирует обычно день, или вечер. Большие стратегические цели обрабатываются немножко по-другому, мы сейчас говорим о таких повседневных списках дел, которые нужно выполнить. Сначала мы пишем все дела, которые приходят к нам в голову, которые мы должны сделать, не пытаясь выстроить их и проранжировать, это немножко… ну, это следующий этап. Затем, мы выявляем те дела, которые жестко привязаны по времени, жесткие дела, мы их называем, и мы можем написать прямо временную сетку и расставить эти жесткие дела на те часы, на которые они запланированы, во столько то тренировка, во столько-тио обед, во столько-то мультики, которые сегодня запланированы. У нас появляются вещи, которые привязаны по времени и промежутки между ними. В эти промежутки мы можем ставить другие дела, которые так уже жестко по времени не привязаны и поэтому называются гибкими. Но из этих гибких…
С.Бакалеева
— Как домашние уроки, например, да?
Н.Ключ
— Например, да, то есть, эти дела, которые нужно делать, но, которые не привязаны очень четко к таким-то минутам и к таким-то часам…
С.Бакалеева
— Поэтому они плавно-плавно перетекают на самый конец…
Н.Ключ
— Да, безусловно они могут же бесконечно откладываться, да. А так мы можем посмотреть, есть ли у нас ниша стоянки для этих дел, если дело большое, то мы должны будем найти соответствующий период времени.
С.Бакалеева
— То есть, нужно оценить еще, сколько времени займет это дело?
Н.Ключ
— Да, и это очень интересная вещь отдельная, можно устроить целое исследование, попробовать записывать, сколько времени занимает то, или иное дело и эта методика называется хронометраж, и она приносит удивительные плоды. А, конечно, ребенок, скажем, в начальной школе, пока еще не может вести хронометраж также планомерно и скрупулезно, как это может делать взрослый, но мы можем, скажем, ставить таймер на 15 минуточек а потом пробовать вспомнить, что за эти 15 минут мы успели сделать, тогда ребенок получит представление о том, сколько времени занимают разные дела и оказывается, что когда он забрался в интернет, он провел там полжизни, а вовсе не 15 минут.
С.Бакалеева
— Ему показалось, что 15 минут прошло.
Н.Ключ
— Которые у него были запланированы.
С.Бакалеева
— К концу нашей программы, как раз пройдет 15 минут и вы сможете себя проверить, что вы успели сделать за последние 15 минут.
Н.Ключ
— Совершенно верно. Так вот, остальные гибкие дела могут уже в эти стояночки между жесткими делами встать, но для этого мы должны будем переписать этот список по приоритетам. Сначала обозначить самые важные дела и их мы ставим в первую очередь и их лучше выполнять в самом начале, когда еще есть силы и есть время, а затем идут дела второстепенные. Я бы хотела поговорить еще о такой вещи, которая очень актуальна для детей. У каждого ребенка есть задачи, которые ему неприятны, которые ему делать не хочется, он начинает их откладывать и из-за этого откладываются все дела, которые были запланированы.
С.Бакалеева
— Ну, например, мама просила помыть посуду.
Н.Ключ
— Да, и вот он так оттягивал, оттягивал, в конце концов он и посуду не помыл, и уроки не сделал и на мультики не успел, которые предполагались, потому что он наказан. В тайм-менеджменте такие дела называются лягушками. Тайм-менеджер говорит: «Надо съесть лягушку в первую очередь и тогда будешь целый день свободен».
С.Бакалеева
— То есть, нужно смело себе сказать, когда увидишь такое дело, что это та самая лягушка.
Н.Ключ
— Надо признать, да, что есть дело, которое неприятное, которое ребенок делать не хочет, ну, тогда мы должны с этим делом немножечко поработать. Что мы можем сделать – во-первых, мы можем назначить себе награду, съел лягушку – получаешь награду, ну, не обязательно - это будет шоколадка, это может быть и какое-то дело, которое приятно делать, в отличие от лягушки. Единственное, нужно следить, чтобы награда была по времени не больше, чем сама лягушка, иначе можно так далеко уйти. Итак, за лягушку можно назначить награду, во-вторых, можно составить табличку этих лягушек и радостно их вычеркивать. Нарисовать себе такое болото и вычеркивать то, что сделано. Дети очень любят вычеркивать то, что сделано.
С.Бакалеева
— Я думаю, взрослые тоже.
Н.Ключ
— Конечно, потом можно придумать, например, игру, в которую эта игрушка включена. Например, если мне не хочется писать сочинение, то я могу представить, что я должен рассказать инопланетянам о том, что происходит на моей планете. А может быть я великий поэт и хочу создать эпохальное произведение, если это дело будет включено в какую-либо игру, то совершенно меняется отношение к этому делу и его можно сделать легко и весело. И еще одна важная вещь, обратите внимание на то, почему ребенку так неприятно делать это дело. Может быть ему просто неудобно, может быть это дело плохо организовано, может быть ему не понятно, что должно быть на выходе. Тогда устранение этих вещей.
С.Бакалеева
— То есть, скажем, что такое убраться в комнате – это понятно маме, но не каждому ребенку доступно. Тут нужна просто пошаговая инструкция?
Н.Ключ
— Да, у нас даже есть такое понятие, как «шоколадный слон». Целого слона съесть невозможно, но можно этого гигантского шоколадного слона разделить на дольки и съедать по кусочку. Это касается больших дел, тогда каждый раз четко видно, вот сейчас я вот это сделал, сейчас я расчистил стол, вот сейчас я убрался, вообще уборка – это очень благодатная почва для тайм-менеджмента, потому что она подходит к разным категориям и ее можно по-разному выполнять.
С.Бакалеева
— Наташа, скажите, пожалуйста, а где можно почитать что-нибудь о тайм-менеджменте?
Н.Ключ
— Вот как раз сейчас вышла книжка, называется «Тайм-менеджмент для детей». Книга продвинутых родителей, автор Лукашенко Марианна Владимировна – это как раз специалист по тайм-менеджменту. Вице-президент Московского финансово-промышленного университета Синергия и в этой книге приведено очень много техник для родителей, как можно внедрить культуру тайм-менеджмента непосредственно в семью, непосредственно в свою обычную жизнь, во взаимодействие с детьми. Кроме того, в Синергии, в школе бизнеса Синергия, ведутся сейчас тренинги для детей и родителей по тайм-менеджменту. И это очень здорово, потому что родители приходят вместе с детьми, они выполняют задания, знакомятся со способами и техниками, имеют возможность вместе их отработать, вместе выполнить какое-то конкретное задание, поработать над целями, согласовать свои ценности, согласитесь, не так уж много возможностей у нас есть, сесть с детьми, со своим ребенком и попробовать поговорить об этом.
С.Бакалеева
— Спасибо, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – педагог, ведущая тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
«Пополнение»

Фото: PxHere
Как-то ранним утром я решила искупаться в реке, что недалеко от нашей дачи — взбодриться, пока дети спят. Дорога проходит мимо лодочной станции, где живёт одноглазый ротвейлер по кличке Джеки.
Приблизилась к его будке, и заметила, что пёс там не один. С ним ещё три его уменьшенные копии — щенята. «Интересно, а где мама малышей?» — задалась я вопросом, но подходить ближе не решилась.
Прошла мимо, поплавала в прохладной реке и скорее домой — сообщить детям хорошую новость.
— Представляете, Джеки стал папой, — радостно произнесла я, когда вошла в дом и увидела, что дети уже проснулись.
— В смысле? — ответили в унисон мои десятилетняя дочь и двенадцатилетний сын, — Ты хотела сказать: «Стала мамой»?
Немая пауза и взрыв детского хохота.
— Мама! Ты столько лет ходишь мимо лодочной станции, но всё это время думала, что Джеки — мальчик? — уточнил сын, едва сдерживая смех.
— Ладно, — ответила я, краснея. — Новость-то всё равно хорошая. Не хотите сходить — посмотреть на щенят?
Дети с радостью согласились. И когда пришли на место, хозяин Джеки — сторож лодочной станции — предложил нам забрать одного щенка. Для остальных он уже нашёл хозяев.
Так в нашей семье случилось пополнение. Мы назвали его Чарли. Теперь, когда я возвращаюсь домой с работы, он встречает меня с тапками в зубах. Эта его привычка здорово отвлекает от мирских забот и суеты. И ещё я заметила, что рядом с ним муж и дети стали мягче и терпимее.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема