Возможно ли перемещаться во времени? Вряд ли такой вопрос стал занимать человека лишь с момента появления литературного жанра научной фантастики. Скорее всего, люди думали об этом и гораздо раньше. Говорят, что подобным вопросом всерьез задавался великий Леонардо Да Винчи. И даже пытался в своей тайной лаборатории создать… машину времени! Но это, конечно, всего лишь предположение… Фактов – никаких. Вот и гадают до сих пор фантасты, а вместе с ними и мы: есть машина времени, нет машины времени… А вот писатель Евгений Водолазкин – кстати, не фантаст, а специалист по древнерусской литературе, - пошел в этом споре еще дальше, и заявил, что не существует… самого времени. Ну, или, по крайней мере, оно настолько относительно, что при определенных обстоятельствах им вполне можно и пренебречь. Такова одна из главных мыслей его книги под названием «Лавр.
Читатель, открыв книгу, попадает в средневековую Русь, в северное селение возле Кирило-Белозерского монастыря, где живут на отшибе старик Христофор и его внук Арсений. Христофор – травник, он лечит людей лекарственными растениями, и мало-помалу передает серьезную и весьма редкую тогда науку врачевания внуку - так, что вскоре тот становится самым настоящим врачом. Средневековым, конечно - а это значит, что в его распоряжении все-таки не так уж много «профессиональных возможностей». И хотя Арсений может, к примеру, спасти от чумы целые сёла, он оказывается не в силах принять роды у Устины, девушки, которую всем сердцем полюбил, но по глупости и молодости, не поспешил взять замуж. Устина умирает, родив мертвого младенца. Арсений навсегда покидает родной дом с единственным намерением – собственной жизнью искупить вину перед любимой.
С этого момента время в книге Евгения Водолазкина «Лавр» действительно начинает вести себя странным образом. Оно то сжимается, то растягивается - в срок, отпущенный для одной жизни, Арсений успевает прожить как минимум четыре. В одной из них он - врач, в другой - самый настоящий юродивый, в третьей - путешественник, а в четвертой – монах-схимник. При этом столь разные периоды соединены между собой, словно с помощью нелинейного монтажа, и можно даже попытаться переставить местами фрагменты – смысл никуда не исчезнет, хаоса не наступит. И даже когда в репликах героев, соответствующий эпохе церковнославянский язык, вдруг переплетается с современным языком нашей с вами сегодняшней реальности, это не режет слух и взгляд. А лишь еще раз напоминает, что время – действительно, понятие относительное. И что всё, о чем рассказал Евгений Водолазкин в своей книге «Лавр», вполне может происходить где-то совсем рядом с нами.
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июня. О Богопознании

В 17-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
О Богопознании — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Священное Писание имеет неоднородное содержание. В нём можно выделить исторические части, есть нравственные правила и законы, а есть и чистое богословие.
Вот именно такой, чисто богословской, является цитата, которую предложил нам апостол Иоанн Богослов: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Эти слова сказаны Самим Господом Иисусом. Он открывает нам истину о Боге Отце, о Себе как Сыне Божьем, и несколькими стихами ранее — и о Святом Духе. Бог открывает нам Себя таким образом, каким мы можем Его воспринять. В этом важнейшем месте Священного Писания Христос ставит знак равенства между богопознанием и вечной жизнью.
Давайте выстроим логическую цепочку. Если мы имеем правильное представление о Боге, значит, обращаемся к настоящему небесному врачу, способному нас освободить от греховных болезней, которые не дают попасть в рай. А если истинный Бог освобождает нас от грехов, спасает от них, то мы, чистые сердцем, становимся храмами Святого Духа, пребываем в Боге, а значит, и сопричастны вечной жизни. Прославим Святую Троицу — источник нашего бытия.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июня. О духовном смысле дня памяти святых отцов I Вселенского Собора

Сегодня 1 июня. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Между праздником Вознесения Господня и Днем Сошествия Святого Духа на апостолов как некая путеводная звезда нас встречает День памяти отцов Первого Вселенского Собора. Отцы Первого Вселенского Собора, можно сказать, учат нас, как последовать за Вознёсшимся на небеса Христом, как вслед за Ним унаследовать Царствие Небесное, как оказаться во время Страшного Суда одесную престола Божия, и в то же время подготавливают нас, как ценить границы Церкви, потому что Дух Святой в День Пятидесятницы сошел не на всех, а на тех, кто был готов его встретить, кто услышал благую евангельскую весть и был готов жить по ней. Поэтому, когда отцы Вселенского Собора стараются показать, что не всё можно взять с собой в Царствие Небесное, они помогают нам. Есть крайность очень опасная, что, «ой, Господь настолько милосерд, что ты взял, покаялся, и уже не важно, как ты следуешь ко Господу». Нет, всё-таки, хоть Господь и ждет каждого и ищет любую заблудшую овцу, но если овца нарочно вырывается из рук пастыря, если она не следует спасительному гласу, и сама вновь и вновь прыгает в пропасть, то Господь насильно тянуть не будет. Поэтому хотя бы, дорогие друзья, помолимся святым отцам, чтобы не сопротивляться приближению к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема